Россия и ее соседи по Балтийскому морю могли бы начать восстанавливать свои сильно разорванные отношения на общей основе добрососедства. Это было бы далеко от партнерства, но это положило бы конец бесконтрольной враждебности.
Перенесемся в сегодняшний день. Балтийское море стало частью Европы, где Россия и НАТО, в результате расширения на восток, физически сидят бок обок вдоль широкого фронта. Во всех смыслах и целях это де-факто линия фронта. После украинского кризиса 2014 года отношения между Россией и НАТО стали такими же враждебными, как и во время Холодной войны. Небольшие западные воинские контингенты сейчас дислоцируются в каждой из прибалтийских стран. Польша становится новым центром военного присутствия США в Европе.
Отношения России со странами, не входящими в НАТО, в регионе Балтийского моря — Швецией и Финляндией—также стали заметно напряженными. Стокгольм только что принял решение о крупном увеличении своих оборонных расходов, сославшись на российскую угрозу. Москва, конечно, всегда считала Швецию неофициальным членом НАТО. Новым является то, что Финляндия, прямой сосед России и нейтральный дружественный партнер во время Холодной войны, сейчас очень тесно сотрудничает с США и НАТО. Балтийское море во многом стало озером НАТО.
В ответ Москва изменила свою политику после окончания Холодной войны, которая долгое время считала западный фланг наиболее безопасным. Были созданы новые воинские формирования. Российский эксклав Калининград, вместо того чтобы стать лабораторией тесного российско-европейского сотрудничества, был перестроен в военную крепость, в тыловой части Западного Берлина на стероидах. В то время как русские беспокоятся о защите Калининграда, Польша и прибалтийские страны опасаются российского удара, чтобы отрезать Прибалтику, захватив Сувалкскую брешь.
То, что мы здесь наблюдаем, — это не новая холодная война, а новый вид конфронтации, которая также чревата высокими рисками. Наиболее вероятная опасность-это уже не массовое трансграничное вторжение или крупномасштабная ядерная атака, а непреднамеренное прямое столкновение российских и западных сил там, где они действуют вплотную друг к другу, или просчет одной стороны, связанный с неправильным представлением о другой.
После 2014 года это уже не кажется слишком надуманным. Поскольку летчикам НАТО приказано лететь ближе к границам России, российские летчики летают близко—очень близко—к самолетам НАТО. Столкновения в воздухе, К счастью, еще не произошли, но инциденты с участием российских самолетов и ракет НАТО произошли. Российские учения «Запад-2017» широко рассматривались на Западе как подготовка к вторжению на территорию НАТО или, по крайней мере, к постоянной оккупации Белоруссии.
Хотя сама конфронтация между Россией и НАТО имеет глубокие корни и не будет разрешена в обозримом будущем, что-то можно и нужно сделать для укрепления военной безопасности в регионе Балтийского моря. Ряд разумно непротиворечивых шагов был рекомендован различными экспертами из России и Запада. К ним относятся:
— Надежная круглосуточная связь между военными штабами России и НАТО, от начальника Генерального штаба/Верховного главнокомандующего НАТО в Европе до оперативного штаба;
— регулярные личные контакты между начальником Генерального штаба России и верховным главнокомандующим НАТО в Европе, а также Национальным военным штабом;
— механизмы предотвращения инцидентов;
— меры укрепления доверия;
— Осуществление одностороннего/двустороннего сдерживания, такого как — возможно, самый важный вопрос на данный момент — неразмещение ядерных и не ядерных систем средней дальности (РСМД) в Европе.
Хотя эти меры качественно не изменят существующие сегодня враждебные отношения и даже не начнут восстанавливать доверие между сторонами, они снизят вероятность непреднамеренного столкновения между Россией и НАТО.
Экономическое сотрудничество ,
казавшееся многообещающим, еще двадцать пять лет назад, не оправдало ожиданий. В последнее время экономические санкции стали заметной чертой международного ландшафта и предпочтительным оружием для тех, кто чувствует свое экономическое превосходство над своими противниками. Маловероятно, что санкции ЕС, введенные в отношении России, будут смягчены, не говоря уже об отмене в обозримом будущем.
Вопрос о газопроводе «Северный поток-2» является иллюстрацией сложностей и вызовов экономическим отношениям в энергетической сфере. Какова бы ни была конечная судьба проекта, нельзя не сделать вывод, что энергетика теряет свою прежнюю роль главного стратегического стержня в отношениях России и Западной Европы.
Эта пятидесятилетняя эпоха подходит к концу, и ничто не заменит многолетние энергетические отношения как материальную основу российско-европейских связей.
В нынешних обстоятельствах с этим ничего не поделаешь. Геоэкономика, увы, теперь следует геополитике, а не наоборот. Однако постпандемическое оживление экономики может открыть новые возможности, и любой устойчивый рост в России — при поддержке структурных улучшений, когда бы это ни произошло, — несомненно, сделает страну более привлекательной для европейского бизнеса. Европа, конечно, останется привлекательной для России как источник передовых технологий — пусть и в рамках санкций.
Одна новая вещь, которую можно попытаться сделать с некоторой надеждой на прорыв, — это сотрудничество России и ЕС по проблеме климата. Сейчас это рассматривается как приоритет не только в Европейском союзе, но и во все большей степени в России. Здесь особенно интересно исследовать связь между климатом и энергетикой.
Гуманитарное измерение …
демонстрирует целый ряд проблем, которые носят фундаментальный характер и вряд ли будут решены в обозримом будущем. Там мало на, что можно надеяться, если не считать восстановления некоторых культурных связей, академических и научных обменов и, если позволит пандемия, трансграничных путешествий и туризма. Даже там, где активное взаимодействие невозможно, поддержание связи или восстановление контактов-это первый взнос за лучшее время.
Конечно, нынешняя ситуация в районе Балтийского моря неудовлетворительна. Заглядывая в будущее, важно нацелиться на что-то более безопасное, более продуктивное и более позитивное. При этом также важно быть реалистом. Конечно, мы не знаем, что произойдет в следующем десятилетии.
Учитывая эти предписания, можно было бы сознательно начать восстанавливать сильно разорванные отношения на общей основе добрососедства. Это было бы далеко не партнерство, но это положило бы конец неконтролируемой враждебности. Россия и ее соседи по Балтийскому морю будут продолжать ожесточенно спорить по многим вопросам, но они будут стремиться:
· управлять этими конфликтами и разногласиями, для того, чтобы предотвратить войну, что ни одна из сторон не хочет или нуждается;
· воздерживаться от провоцирующих их соседей;
· дать те соседи хоть капельку уважения, независимо от того, как неохотно,
· найти ниши, пусть и небольшой, к продуктивному диалогу и даже сотрудничеству, в том числе об охране окружающей среды, изменение климата, Арктика, и тому подобное.
· Следует особо отметить отношения России с тремя прибалтийскими государствами. Фундаментальные проблемы, порождающие недоверие и негодование с обеих сторон, не исчезнут и через десять лет. Историческое примирение между Россией и каждым из трех ее балтийских соседей находится далеко за горизонтом. Вопрос об этнических русских не гражданах в Прибалтике в конечном итоге будет решаться демографией, а не политикой.
Россиянам посоветовали бы, что они смогут более продуктивно общаться со своими балтийскими соседями, если им удастся отодвинуть историю в сторону и научиться контролировать свои эмоции, особенно когда они реагируют на критические или недружественные заявления. Русские жители Прибалтики могут быть частью русского мира культурно, но не должны рассматриваться как пророссийской лобби в своих странах. Сам русский мир может существовать только как культурный феномен. Любая попытка использовать его в геополитических целях компрометирует и убивает его.
Контакты между Россией и Прибалтикой лучше всего поддерживаются и развиваются между фактическими соседями. С российской стороны это жители Санкт-Петербурга и прилегающей Ленинградской области, Калининграда и Пскова.
Вопросы, по которым сотрудничество возможно и желательно, все мирские и неполитические. Политические контакты могут быть возможными и достаточно продуктивными на многосторонних форумах, где политика занимает второстепенное место, таких как Совет по сотрудничеству в Балтийском море (но крайне маловероятны в рамках Совета Европы).
Наконец, русские должны взять на себя труд более внимательно изучить своих соседей. Опыт прибалтийских стран в России невелик: ситуация едва ли удивительная, но далеко не идеальная. Создание или расширение центров Балтийских исследований при федеральных и региональных университетах в северо-западных регионах России имеет смысл. Пишу эту статью с дачи в заснеженной подмосковной глуши, могу только сказать, что соседи могут быть большими или маленькими, но все они-соседи, и их игнорируют на свой страх и риск.