Проект внешнего глубоководного порта в Мелнраге не будет развиваться как минимум ближайшие десять лет. Об этом заявили министр окружающей среды Литвы Симонас Гентвилас и министр транспорта Марюс Скуодис. Почему? Потому что прибалтийская республика умудрилась поругаться и с Китаем, который мог проспонсировать эту стройку, и с Беларусью, которая была гарантом стабильности Клайпедского порта, и с Россией, которая тоже когда-то направляла свой транзит на Литву. Закономерный итог: от модернизации транзитной отрасли Литвы приходится отказаться.
«Мы закрываем дискуссию надолго», — объявил Симонас Гентвилас, когда речь зашла о строительстве внешнего глубоководного порта в Клайпеде. С ним солидарен Марюс Скуодис: имеющихся транзитных мощностей прибалтийской республике хватает, только нужно научиться использовать их по максимуму. Кроме того, следует для начала разобраться, можно ли вообще строить этот порт — не навредит ли он природе?
«Приоритеты на среднесрочную перспективу в деле развития порта — его углубление, развитие новых территорий в южной части порта, улучшение использования погрузочных мощностей. Вернуться к вопросу внешнего порта мы сможем только в будущем», — сообщил Скуодис.
В прошлом месяце он говорил примерно то же самое: «Если мы построим внешний порт, что будет с нынешним? Кроме того, следует очень четко провести анализ влияния на окружающую среду. Я бы точно не хотел, чтобы принятые решения навредили нашему взморью».
Примечательно, что раньше вопросы экологии литовских министров особо не волновали. Правительство проигнорировало их, когда внесло идею внешнего глубоководного порта в список десяти важнейших проектов, в которые необходимо привлечь частный капитал. Точно так же поступили составители общего плана Клайпедского порта.
Литва однозначно хотела реализовать эту идею. За расширением Клайпедского порта должна была следить специальная рабочая группа.
«Мы договорились, и в ближайшее время постановлением или распоряжением правительства будет создана группа по надзору за проектом и его координации. Аналогично с терминалом сжиженного природного газа — в ней будут те, кто принимает решения. Мы будем собираться раз в месяц и смотреть, каков прогресс», — заявлял экс-премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
Смотреть, по большому счету, не на что.
Еще в позапрошлом году стало понятно, что никакого внешнего порта у Литвы не будет. И экология здесь не при чем — всему виной отсутствие инвесторов. Компания Smart Continent LT оценила два варианта проекта: порт в Бутинге будет стоить 1,163 миллиарда евро, порт в Мелнраге — 619 миллионов. Понятно, что таких денег у маленькой прибалтийской республики нет. Предоставить их могла только одна страна — Китай. Вроде даже собиралась.
Промышленная корпорация China Merchants Group (CMG) планировала учредить в Клайпеде свое представительство, обзавестись отдельным терминалом и вложиться в строительство внешнего порта. Но дальше меморандумов дело почему-то не пошло.
Когда стало очевидно, что китайцы не придут, президент Литвы Гитанас Науседа демонстративно пнул их ногой. «Это проталкивание силой, я не думаю, что это имеет большой смысл; более того, сегодня у нас нет и твердых инвесторов, которые бы были приемлемыми для нас по всем критериям национальной безопасности. (…) Если это китайские инвестиции, то это уже связано с другими вопросами, которые сегодня очень важны для всей Европы, это аспект национальной безопасности», — заявил Науседа.
Сегодня можно окончательно исключить вероятность того, что Пекин захочет наладить сотрудничество с Клайпедой. Китайско-литовские отношения испорчены всерьез и надолго. Поднебесная потеряла интерес ко всей Прибалтике, которая является сферой исключительных интересов Соединенных Штатов. Как можно инвестировать деньги в развитие инфраструктуры на территории своего главного врага? Абсурд.
Если и существовала призрачная возможность получить от китайцев большой кредит на развитие Клайпедского порта, то Литва ею не воспользовалась.
А в прошлом году она побила горшки с властями соседней Беларуси. Президент Лукашенко уже перенаправил в сторону российской Усть-Луги потоки нефтепродуктов, теперь обсуждается строительство отдельного терминала для перевалки белорусских удобрений. Для Клайпеды наступают непростые времена — о каком укрупнении и расширении может идти речь?
Подсчитано, что внешний порт поможет Литве нарастить годовые объемы грузоперевозок на 35 миллионов тонн. В результате на Балтике появился бы настоящий «монстр».
Но как реализовать эту идею в условиях переориентации белорусского транзита, остается только гадать. Есть, конечно, красивые планы. Ранее стало известно, что «Литовские железные дороги» (ЛЖД) планируют нарастить перевозки грузов из Турции в Скандинавию. Вынесем за скобки вопрос, насколько это реализуемо. Важно другое — в Литве и не скрывают, что турецкий транзит должен лишь смягчить удар от потери белорусского. А проект строительства внешнего порта сопряжен с наполеоновскими планами по увеличению объемов обрабатываемых грузов. Паззл не складывается.
Симонас Гентвилас и Марюс Скуодис об этом прямо не говорят, но прекрасно понимают, что внешний порт может стать для Литвы вторым терминалом сжиженного природного газа. Огромной махиной, которая загружена всего на 20–30% от своей максимальной мощности.
Зато обслуживать ее нужно полностью. Вероятно, это имел в виду Гентвилас, когда сказал, что внешний порт «не подвесишь в воздухе». Затраты на его содержание очевидны, в отличие от выгоды.
Если призадуматься, Литва сделала все возможное, чтобы лишить Клайпедский порт светлого будущего. Вступила в жесткую конфронтацию с Россией, ввязалась в бессмысленное противостояние с Беларусью, объявила угрозой национальной безопасности Китай. Теперь приходится уповать на турецкие грузы и привлечение капитала из Сингапура и Южной Кореи.
Литовские консерваторы так и говорят: на Китае свет клином не сошелся, надо развивать отношения с другими тихоокеанскими странами. Папуа — Новая Гвинея, Фиджи, Кирибати и Соломоновы острова в очередь будут выстраиваться, чтобы инвестировать в развитие Клайпеды.
Алексей Ильяшевич