США должны наращивать военное присутствие в странах Балтии для более активного «сдерживания России». Об этом министры иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии попросили госсекретаря США Энтони Блинкена. Сам Блинкен при этом ограничился общими фразами и никаких инициатив не заявлял, из чего следует, что за громкими словами о «возвращении Америки» нет не только возможностей, но и особого желания Вашингтона вкладываться в Прибалтику.
«Мы подтвердили приверженность НАТО и важность присутствия Соединенных Штатов в Латвии, Литве и Эстонии. Мы должны работать над тем, чтобы Североатлантический альянс продолжал укреплять оборону и меры сдерживания. Это в том числе относится к сохранению и наращиванию военного присутствия союзников в странах Балтии. Как соседи России мы самым непосредственным образом знаем об исходящей от нее опасности, поэтому мы ценим желание США обсуждать этот вопрос вместе с нами», — сообщила глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс об итогах первой встречи прибалтийских министров иностранных дел с новым госсекретарем США Энтони Блинкеном, состоявшейся накануне в Брюсселе.
Что по поводу защиты Прибалтики от «российской агрессии» думает сам Блинкен, осталось за кадром. Согласно пресс-релизу от Госдепа, госсекретарь США говорил о политической сплоченности стран НАТО в рамках стратегии развития Североатлантического альянса «НАТО-2030» и похвалил прибалтов за приверженность «делу возрождения НАТО» и рост отчислений на оборону.
Ни о каких планах Госдепа о наращивании военного присутствия США в Прибалтике не сообщается. О поддержке Вашингтоном прибалтийской «инициативы с места» тоже ни слова.
То есть Прибалтика пытается затащить Америку в своей регион и гарантировать себе августейшее внимание близостью американского контингента к границам России, а Америка отделывается общими фразами про «солидарность» и активно в чем-то участвовать за пределами границ США не желает. Цель прибалтийских сателлитов видна невооруженным глазом: обеспечить себе помощь и поддержку, предложив свои услуги по реализации геополитических задач США. Ради этого Эстония, Латвия и Литва с умным видом обсуждают ключевые вопросы глобальной политики и между делом дают понять, что неплохо бы было помочь им материально.
«Мы разделяем беспокойство происходящим в Китае, например, нарушениями прав человека и брешами в технологической безопасности. В интересах Эстонии формировать и поддерживать послания и политику ЕС, НАТО и настроенных одинаковым образом с ними партнеров по вопросам, связанным с Китаем. Мы также обсудили Инициативу трех морей, цель экономических проектов которой заключается в улучшении транспортных, энергетических и цифровых сообщений в регионе, а также повышении экономического роста и гибкости. Мы рады, что США пообещали инвестировать в Фонд трех морей», — говорит та же глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс.
«Инициатива трех морей» — тоже местная. Польская. Геополитический блок стран Центральной и Восточной Европы, очередная из бесконечных вариаций на тему «санитарного кордона» против России. Прибалтика всегда рада участвовать в подобных инициативах, но, разумеется, она ждет от них как повышения своего политического капитала, так и просто того, что западные союзники подкинут деньжат.
Однако все международное поведение США при новой администрации указывает на то, что благосклонное одобрение чужой активности – это максимум того, на что от них может ждать американская клиентела.
Первые шаги команды Джозефа Байдена выдают до боли знакомый почерк администрации Барака Обамы, из которой большинство из этих людей и вышло. Сокращение реального присутствия США в международных делах при трескучей риторике, которая призвана этот процесс камуфлировать.
Обама воодушевлял союзников и раздражал остальной мир разговорами про «американскую исключительность». Байден и его люди повторяют как мантру фразу «Америка вернулась», но участия во внешних делах сегодняшняя Америка проявляет еще меньше, чем при Обаме. И даже меньше, чем при Трампе, который говорил, что заниматься нужно собственными границами, а не чужими, и американцам от глобального лидерства один вред.
Новое «американское участие» теперь выглядит так: президент США подключается к онлайн-саммиту лидеров Евросоюза и произносит там пафосную красивую речь. Либеральная пресса Америки и Европы заходится от восторга: это прорыв, это впервые в истории! Что меняется в международных процессах в результате «прорыва»? Ничего не меняется.
Эта общая закономерность проявляется и в отношениях США и России. Риторика: Джо Байден согласился с тем, что Владимир Путин – убийца. Практика: новая администрация продлила с Москвой договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и спустила на тормозах борьбу против «Северного потока – 2».
В первом случае Белый дом традиционно принял военно-стратегическое решение без оглядки на европейских союзников по НАТО и не спрашивая их мнения. Во втором он столь же традиционно «забил» на интересы сателлитов в Варшаве и Киеве с их неистовой борьбой против «путинского газопровода».
Вот о каких тенденциях следовало бы задуматься странам Балтии, которые упорно пытаются повысить свои акции за счет роста напряжения на линии соприкосновения России и НАТО.
Когда такая политика рано или поздно спровоцирует военный конфликт, Америка поведет себя в своем стиле: мыслями мы с вами, в Прибалтике, но физически, к сожалению, по другую сторону Атлантического океана, поэтому поддержка наша будет только моральной. Отход США от глобального лидерства – объективный процесс, который ни связан с личностями ни Обамы, ни Трампа, ни Байдена. Современный мир стал слишком многообразен и сложен, чтобы его мог контролировать один «мировой жандарм».
Америка и при былом своем могуществе не смогла бы сейчас лезть в каждый медвежий угол планеты без критических потерь для себя. При нынешнем же ослаблении из-за пандемии и внутренних распрей сворачивание внешних обязательств – решение, которое вовсе не имеет альтернативы.
Американские сателлиты в Европе, похоже, застыли в развитии и искренне не осознают наступления новой эпохи, потому что они живут мечтой о возвращении к временам Рейгана и Буша-старшего, когда вся мировая политика крутилась вокруг Чехословакии, Польши и Прибалтийских республик СССР. Президент Украины, как брошенная девушка, страдает из-за того, что ему третий месяц не звонит новый президент США. В это время в Белом доме страдают от того, что на их звонки не отвечает глава Северной Кореи. Страны Балтии пытаются привлечь к себе внимание и зазывают в Прибалтику американские контингенты в расчете на то, что американцы станут за них воевать.
Реальность окажется очень жестокой.
Александр Носович