Потеряв российский транзит, который приносил большие деньги, Латвия дабы сохранить лицо заявила, что «транзит – это пережиток советской оккупации» и от него надо избавляться. Но самое страшное для Латвии впереди – в стране наблюдается отток финансовых средств из банковской сферы, уходят клиенты из стран бывшего СССР.
Потеря «финансового транзита», а Латвия с самых первых дней независимости начала себя позиционировать как финансовый мост между Востоком и Западом, станет для официальной Риги еще более мощным ударом, чем потеря промышленных грузов из России. В этом случае потери Латвии будут исчисляться уже не миллионами, а миллиардами.
Получив независимость в начале 90-х годов Латвия сделала ставку не на промышленность, а на банковскую сферу. Латвия хотела стать «балтийской Швейцарией» и мечтала сидеть на финансовых потоках с Востока на Запад. Эдакий не пыльный бизнес на транзите капиталов из одной части света в другую.
В 90-е и в начале 2000-х годов торгово-экономические отношения между странами бывшего СССР и странами Запада активно развивались. Денежные потоки шли не переставая, параллельно с грузами из России.
Кроме этого, Латвия довольно хорошо зарабатывала на отмывании денег из России. В банках Риги они проходили первую стадию очистки и затем поступали в банки Швейцарии, Англии и Франции.
На одних только комиссиях банки Латвии зарабатывали десятки миллионов долларов и евро. Суммы через них проходили гигантские.
Теперь ничего этого не будет. Первыми ушли грузы. Директор латвийских железных дорог уже успел «обрадовать» сотрудников своего предприятия, заявив им, что «грузов из России нет, а больше взять их неоткуда».
Вместе с грузами из Латвии уходят и крупные компании-грузоотправители и транспортные компании. Сейчас им нечего делать в этой стране – грузы ушли в российскую Усть-Лугу и Высоцк.
А раз нет крупных компаний с большими денежными оборотами, то в Литве нечего делать и банкам. Они также начинают сворачивать свою деятельность.
После всех этих потерь, в марте 2021 года правительство Латвии объявило курс на индустриализацию страны. Причем ставку делают на высокотехнологичное и наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью: чипы, микроэлектронику, автомобили и так далее.
Идея, конечно, хорошая, но кто и как будет ее осуществлять? Правительство Латвии устами его главы Кришьяниса Кариньша оптимистично заявляет о том, что все будет сделано на дотации Евросоюза, а вместе с дотациями придут и крупные инвесторы из Германии, Британии, Франции.
Вот только у Евросоюза весь бюджет уже расписан до 2026 года и дотации на «индустриализацию Латвии» в нем не предусмотрены. Это раз.
Второе: вряд ли ведущие промышленные компании Европы бросятся инвестировать средства в Латвии и строить там производства, которые затем станут их прямыми конкурентами.
Роль Латвии в Евросоюзе давно уже определена – это рынок сбыта для европейских товаров. Иначе говоря, все везут туда, чтобы выгодно там продать. Из Латвии вывозят лишь деньги и рабочую силу.