В прошлом году мировая экономика сильно пострадала из-за COVID-19. Вирус поразил все уголки земного шара, повлиял на все сектора мировой экономики. Однако есть некоторые страны, которые остались относительно невредимыми.
В их числе Россия, Китай…
Эти страны оказались в лучшем положении и сумели воспользоваться преимуществами более слабой мировой экономики. Также повлияли введенные против государств санкции. Они помогли мобилизовать экономику, открыть новые производственные площадки.
А падение международных компаний привело к тому, что правительства во всем мире стали оказывать финансовую поддержку секторам своей экономики. Это привело к почти «распродаже» стратегических национальных корпораций и ресурсов.
Недавние приобретения вызвали споры
В последние годы в Норвегию стало приходить много китайских и российских инвестиций. Приобретение китайской ChemChina компании Elkem у Orkla , которая занимается силиконами, кремнием, сплавами для литейной промышленности, углеродом и микрокремнеземом, в 2010 году стало только началом. Теперь Китай стал крупнейшим акционером этого норвежского производителя.
В прошлом году Китай и Россия увеличили свое присутствие и продемонстрировали свои интересы в Норвегии из-за ослабления ее экономики.
Воздействие пандемии на туристическую отрасль привело к тому, что в прошлом году правительство выделило для Norwegian Air Shuttle почти 3 миллиарда норвежских крон. А китайская госкорпорация BOAC Aviation Ltd приобрела 12,67% акций этой компании и стала вторым акционером.
Другой пример — продажа завода Bergen Engines , который занимается производством двигателей мощностью 1,4 до 11,8 МВт, модульных электростанций, судовых моторов, за 1,6 миллиарда норвежских крон Российской TMH International.
Любопытно, что крупнейшим клиентом Bergen Engines является военно-морской флот Норвегии. Военные Норвегии и другие члены НАТО высказывали опасения по поводу попадания ключевых технологий в руки России. По словам министра юстиции Моники Муланд, продажа была временно приостановлена из-за соображений безопасности.
Закон о безопасности, предупреждение службы разведки
Обновленная версия Закона о безопасности (Sikkerhetsloven) вступила в силу в 2018 году специально для противодействия агрессивным поглощениям стратегически важных компаний Норвегии.
Закон теперь дает Управлению национальной безопасности (регулирующему органу, контролирующему такие приобретения) возможность блокировать сделки. Приобретение частных и государственных норвежских компаний может быть запрещено по соображениям национальной безопасности. Это может быть применено не только к тем организациям, которые связаны с обороной и военными.
Экономическое присутствие в Норвегии таких стран, как Китай и Россия, вызвало тревогу и в Службе внешней разведки Норвегии.
В то время как различные разведывательные организации в Норвегии сигнализировали о том, что Китай и Россия являются угрозами для их страны, командующий вооруженными силами Эйрик Кристофферсен по-прежнему хочет продолжения диалога. Находясь на переднем крае границы НАТО с Россией, Норвегия должна тщательно балансировать экономические, политические и военные вопросы.
Арктическая часть Норвегии
Сложность продолжающихся дебатов о приобретении ключевых норвежских ресурсов, инфраструктуры или компаний может быть лучше всего охарактеризована арктическим регионом Норвегии. Это малонаселенный, но богатый ресурсами район. Требуются огромные инвестиции в инфраструктуру и возможности трудоустройства. Этим в последнее время воспользовались не Осло, а Москва и Пекин.
Арктический регион привлек к себе повышенное внимание Китая. В последние годы КНР не только выпустила официальный документ, в котором излагается его «арктическая программа», но китайские компании также увеличили свое присутствие в области.
Мост Халогаланд недалеко от Нарвика был построен в сотрудничестве с Китаем и стал важным связующим звеном между фьордом Ромбакен и европейской дорогой E6. Это часть северного маршрута, который нужен КНР «Один пояс, один путь». Он связывает торговые пути ЕС и Китая.
Имея сухопутную границу с Норвегией, Россия имеет более прочное присутствие в регионе. Российская компания «Новатэк» приступила к строительству ведущего в мире объекта добычи нефти и газа в Мурманске, примерно в 250 км от Киркенеса. Есть надежда, что это превратит область в крупный торговый центр, где будут работать более 15 000 сотрудников. Однако факт остается фактом: большая часть природных ресурсов находится в территориальных и экономических водах Норвегии.
В связи с повышением глобальной температуры, когда-то несудоходный маршрут по Северному морю, связывающий Европу с Азией, стал основным направлением. В регионе уже существует совместное российско-китайское предприятие по добыче природного газа, и объем грузовых перевозок увеличился. Есть надежда развить Киркенес как глубоководный порт, что поможет улучшить торговые возможности Норвегии, Китая и России.
Геополитика денег
Когда ChemChina приобрела свою долю в Elkem, Норвежский Нобелевский комитет вручил премию китайскому писателю и известному диссиденту Лю Сяобо. Хотя Комитет является независимым органом от правительства, китайцы обиделись и заморозили дипломатические отношения на 6 лет. Это означало приостановку переговоров о свободной торговле, которые только что начались. С тех пор норвежское правительство стало более осторожным в отношениях с Китаем.
Норвежский фонд благосостояния подчеркнул сложную интеграцию экономики Норвегии и России. Несмотря на санкции ЕС и США , Фонд благосостояния увеличил свою долю в российских компаниях, в основном в нефтегазовом секторе.
Мнения об иностранных инвестициях
Присутствие России и Китая в Норвегии привело к дискуссии в самом центре норвежского общества. Пока норвежское правительство ведет переговоры о свободной торговле с коллегами, многие политические партии (кроме Партии прогресса) выразили несогласие. Они хотят немедленного прекращения отношений из-за недавних нарушений прав человека в Китае в отношении обращения с уйгурским мусульманским населением.
Хотя присутствие в регионе таких стран, как Китай и Россия, не является сюрпризом, их возросшая активность — это новое явление. Любопытно, что старая норвежская пословица гласит: «Лучше пустой кошелек, чем неправильно добытые деньги». Что же выберут норвежцы?