Совершенно неожиданно в Латвии объявили курс на новую индустриализацию. Задача – догнать, пока только догнать Скандинавию по уровню жизни. Вот только пока даже власти страны не знают, как они будут восстанавливать свою промышленность, ведь всю ее под корень уничтожили в первые годы независимости.
«Как нам стать богатой нацией, богатой страной? Как достичь желаемого уровня благосостояния, который ближе к странам Северной Европы? Я верю, что мы сможем это сделать и добиться этого с помощью так называемой интеллектуальной реиндустриализации», — сказал премьер-министра Латвии Кришьянис Кариньш, выступая перед Сеймом Латвии с отчетом о работе правительства в 2020 году. Его слова приводит порта RuBaltic.
Идея, высказанная латвийским премьером, ничего кроме удивления не вызывает. Все-таки предыдущие тридцать лет в Латвии о промышленности и индустриализации не вспоминали.
Все эти годы Латвия пыталась стать «прибалтийской Швейцарией». Жить за счет сферы обслуживания, банков, иностранной рабочей силы, российского транзита и дотаций Евросоюза.
Но всему когда-нибудь приходит конец. Сначала кончились дотации от Евросоюза, которому надоело кормить прибалтийскую окраину Европы.
Цели своей европейцы достигли – превратили Латвию и соседние республики в рынок сбыта своей продукции и в рынок дешевой рабочей силы. По сути, Прибалтика им больше ни для чего другого не нужна.
Затем кончился российский транзит. На этом Латвия потеряла сотни миллионов евро. Россия за 20 лет смогла построить на Балтике несколько своих портов, которые по объемам грузооборота превосходят все порты Прибалтики.
Последней каплей стала пандемия. Границы закрылись и в Латвию практически полностью прекратился приток иностранной рабочей силы. В сельском хозяйстве, на рыболовных сейнерах, которые еще добывают рыбу для «рижких шпрот», работать стало некому.
Главный же вопрос состоит в том – как Латвия собирается проводить индустриализацию и поднимать свою промышленность?
То, что осталось от Советского Союза, всю промышленность, включая такие гиганты как ВЭФ, РАФ, «Радиотехника», Дзинтарс, Рижский вагоностроительный завод, было не просто уничтожено, была уничтожена вся научная и образовательная база. Кадры кто и как будет растить для новой латвийской промышленности?
Все разъехались, да и основной костяк инженеров и конструкторов на этих предприятиях были русскоязычные. Большинство из них уже не живут в Латвии. Новые кадры там не воспитали, да и негде это делать – все образование перевели на латышский язык, а вот учебники перевести не удосужились.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш не делает секрета из того факта, что проводить индустриализацию страны его правительство хочет на… дотации Евросоюза! То есть, своих денег у страны попросту нет.
Но даже если предположить, что Латвия сумела поднять свою промышленность, то куда она будет продавать свою продукцию? В Евросоюз? В США? Так там все рынки заняты своими производителями и чужаков туда не пускают.
Остается вариант с Россией. Это огромный рынок, который еще не насыщен и в принципе сюда зайти можно, вот только Латвии это вряд ли позволят сделать, настолько сильно Латвия испортила свои отношения с Россией.