Руководство Литвы разработало гениальный план, как сократить убытки от потери белорусского транзита, поскольку Минск отказался от использования литовской порта для перевалки своих нефтепродуктов — отныне они будут обрабатываться в Усть-Луге.
Суть вопроса заключается в том, что Вильнюс планировал «раскрутить» свой порт в Клайпеде и получить статус европейского. Тогда, Литва получала бы финансирование от ЕС, и план по сокращению убытков от ухода России и Белоруссии был бы выполнен. Сюда даже была переброшена гигантская регазификационная установка, мощность которой с лихвой покрывает потребности всех трех прибалтийских республик. Но, ни компании Прибалтики, ни европейские не захотели работать в Клайпейде.
«Белорусские власти хотят наладить перевалку своих грузов через российский порт Усть-Луга. В настоящее время между Москвой и Минском ведутся переговоры о согласовании деталей этого сотрудничества. <…> Литва, в свою очередь, пытается компенсировать огромные убытки», — пишут китайские аналитики издания Sohu.
Затем наступил 2020 год, когда спрос на энергоресурсы очень резко снизился из-за пандемии коронавируса. Но Литва частично выиграла от этого, поскольку на короткий промежуток времени поставки сжиженного газа стали конкурировать с поставками газа трубопроводного, и тогда это был тот самый момент, когда гениальный план Вильнюса мог сработать. В 2020 газовом году терминал принял 74 газовоза и обработал 3,5 миллиона кубометров СПГ. На 1,3 миллиона больше, чем в прошлом году.
«Без терминала СПГ в качестве альтернативы трубопроводному газу из России это было бы невозможно. Наши расчеты показывают, что в течение газового 2020 года потребителям природного газа Литвы было поставлено более 70% от общего объема потребленного природного газа с терминала СПГ», — рассказывал директор Klaipedos nafta (KN) Дарюс Шиленскис.
Вот только гениальный план Литвы оставить РФ в дураках оказался банальной аферой. Каждый человек легко может посчитать и понять, что цены на газ в 2020 году – были на самом низком уровне, но это никого не волновало. Руководство страны кричало об успехах и планировало сделать из своей страны самый мощный газовый хаб в регионе. Были планы даже построить польско-литовский интерконнектор GIPL, который доставлял бы газ в Польшу.
Последнее заявление об успехах Литвы в данном направлении все от того же Шиленскиса, которое ставит крест на амбициях Вильнюса.
«Видение KN — стать крупнейшим оператором терминала СПГ в мире и самым конкурентоспособным центром обработки нефтепродуктов в Балтийском регионе. Эта амбиция может быть достигнута только путем соблюдения самых высоких стандартов надлежащего управления и передовой практики», — заявил Дарюс Шиленскис.