Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины обнародовало законопроект «Про государственную политику переходного периода». В нем описывается, на каких условиях жители Крыма и Донбасса в случае восстановления суверенитета Украины над этими территориями смогут вернуться на «родину». Главное, что стоит отметить: во многом законопроект полностью противоречит не только Минским соглашениям, но и закону об особом статусе Донбасса.
Приведем несколько резонансных положений документа.
Выборы должны пройти только через несколько лет после возвращения контроля Украины над территориями (по «Минску» все ровно наоборот — возвращение начинается только после выборов). Все правоохранительные и судебные органы формируются из Киева (по «Минску» — избранная местная власть). Декоммунизация и украинизация (по «Минску» — региональный русский язык).
В дополнение к этому отсутствие амнистии и особого статуса Донбасса, вместо которых — широкая люстрация. Запрет на подачу воды в Крым и обмен рубля. Наконец, не признаются документы об образовании: придется переучиваться.
Аналитик KyivStratPro Алексей Бебель уверен, что этот документ заинтересует всех. Но поскольку он имеет много дискуссионных сторон, то неизвестно, примет ли его Верховная рада в предложенном варианте. Он не исключает того, что до момента принятия этот законопроект будет детально обсуждаться, а потому возможны любые изменения в его нормах, формулировках и положениях.
Этот законопроект однозначно вызывает крайне негативное чувство, разочарован политолог Никита Трачук. Для начала надо разобраться: а какую цель перед собой ставит Украина? «Если есть желание реинтегрировать Донбасс и при этом еще и Крыму показать пример, то в этом случае такой проект неадекватен реальности — это огромный провал.
Если же стоит задача максимально повысить градус невменяемости на переговорах и отдалить эти самопровозглашенные ДНР/ЛНР, показать свою недоговороспособность и неадекватную ситуацию, то тогда все сделано правильно — законопроект полностью отвечает этим целям. Приведу небольшой красноречивый пример. По этому документу жители Донбасса получат право избирать местную власть лишь спустя 2 года после проводимой там так называемой украинизации. Представим обычного дончанина, который узнает, что его возвращению не особо рады на родине и поэтому отказывают в конституционном праве избирать и быть избранным.
В Крыму посмотрят на всю эту вакханалию и подумают, что, возможно, сделали правильный выбор в 2014 году. А в непризнанных республиках в очередной раз поймут, что с Киевом договориться невозможно. В Москве, по всей видимости, будет аналогичное мнение.
В итоге нашим оппонентам мы даем главный козырь, показывая, что позиция Украины неадекватна существующей реальности. Так что этот законопроект — очередная пустышка для создания информационного шума и еще большего отдаления неподконтрольных территорий. Положения документа не найдут понимания ни у Донбасса, ни у половины Украины, ни у России», — заключает Трачук.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев полагает, что данный документ — не более чем реверанс в сторону националистически настроенной части общества и продолжение попыток выстраивать «альтернативную реальность». В ней «весь мир с нами», Украина способна вернуть Донбасс силой и украинизировать все его население до уровня галичан.
«Те, кто у нас называет себя «патриотами» и «активистами», живут в этой реальности — им там умиротворенно и комфортно. И видеть того, что происходит в реальном, а не воображаемом мире, они не хотят.
А истина в следующем: иначе, чем на условиях Минских соглашений, Донбасс и в 2015 году нельзя было вернуть, а теперь и подавно Москва на это не пойдет. Хоть с бубном танцуй, хоть «озабоченностью» международных партнеров грози. Конечно, на неподконтрольных территориях Донбасса и в России этот документ с радостью распиарят, демонстрируя неадекватность подхода украинских властей. Но на практике от его разработки и даже принятия ничего не изменится», — пессимистично рассуждает Богатырев.
В Донецке и Луганске никто уже давно возвращаться в состав Украины и не собирается, хотя формально самопровозглашенные республики согласны с необходимостью Минских соглашений, считает политтехнолог Василий Стоякин. В Москве же в первую очередь обратят внимание на то, что в законопроекте содержатся нормы, противоречащие Минским соглашениям.
Да и вообще — этот противоречивый законопроект исполнять невозможно. Он будет использоваться только для политического торга: на внешнеполитической арене его будут демонстрировать как готовность Украины к уступкам, а для внутреннего употребления — как непримиримую готовность не идти на уступки.
Проект прописан с точки зрения победителя или хотя бы имеющего сильную позицию во всех направлениях, но на самом деле пока это не так, уточняет кандидат юридических наук, генерал милиции Юрий Седнев.
«Министерство по вопросам реинтеграции представляет сторону переговорщика и, соответственно, для эффективности должно использовать в своей стратегии компромиссы, иначе результата не добиться — у него не та позиция по сравнению с оппонентом. Минские соглашения одобрены во всех высоких инстанциях, а представленный проект имеет явные противоречия с ними, и даже больше — это абсолютная противоположность им.
А отсюда проистекает следующая реальность: не то что выполнение, но даже согласие оппонентов на обсуждение проекта маловероятно. Все известные мировые варианты завершения подобных конфликтов разрешались абсолютно на других условиях, в первую очередь на компромиссах и уступках. Однако этот проект содержит радикально-националистическую направленность, а не общегосударственную и разумную, на основе глубокого понятия причин возникновения конфликта и путей его развязывания», — резюмирует Седнев.
Интересный документ, подтверждающий бескомпромиссную позицию Украины в отношении ЛДНР и еще раз откровенно демонстрирующий: Киев не собирается выполнять Минские соглашения ни в каком виде, ни в каком порядке — хоть справа налево, хоть снизу вверх, констатирует политолог Александр Дудчак.
По сути, это заявление о подготовке к агрессии в отношении не только Донбасса, но и Крыма. Можно было бы отмахнуться от такого документа, как от очередного бреда нынешней украинской власти, но когда-то и Гитлера всерьез не воспринимали. Поэтому допускать опасную беспечность не стоит. Участникам «нормандского формата» и прочим заинтересованным членам процесса уже можно далее не ждать от Киева выполнения Минских соглашений и действовать соответственно.