В Европе политики и пресса удивлены и оскорблены итогами поездки в Россию главы евродипломатии, Жозепа Борреля. Действительно, непорядок. Русским прочли нотацию и попытались сделать выволочку в привычном для Европы за последние три десятка лет назидательно-указующем тоне, предъявив конкретные требования, которые им надлежало выполнить сей же час, встав во фрунт и долго извиняясь, как всегда и бывало. Русские в ответ прочли Боррелю свою нотацию, причём непривычно жёстко, выволочку и требования полностью проигнорировали и выгнали взашей трёх европейских дипломатов из числа наиболее активных, по части личной поддержки выступлений сторонников Навального. Как так?!
Что-то в отношениях Евросоюза и России пошло не так. Точнее, с европейской точки зрения не так. С российской-то как раз нормальный ход событий: своя поляна чётко обозначена, и лезть на неё не надо никому. Ни Штатам, ни Евросоюзу, ни чёрту, ни дьяволу. А то взяли, паразиты моду, лекции читать, на тему того, кому кем править и как себя вести, проталкивая к власти невесть кого. По Украине, Грузии, Армении, Молдавии, странам Прибалтики, Ираку и Афганистану видно, чем это кончается. По Белоруссии с Венесуэлой понятно, что эксперименты с переворотами и с попыткой смены местного начальства чёрт знает на кого не делись ровно никуда. Так неужели же в России можно было надеяться на халяву протащить своего придурка к власти?!
Но, очевидно, на самом деле европейцы на это и рассчитывали. При поддержке Штатов извне и крышующего Навального крыла российского начальства изнутри. И тут, скорей всего, позиция Лаврова на самом деле оказалась для них неприятным сюрпризом. В конце концов, лапша не вечно держится даже на самых приспособленных для этого ушах. Вот и у нашего начальства она, похоже, соскользнула. Поскольку понятно, что с вакциной западники пролетели и им теперь своё население толком прививать нечем. По газу — не хотят гарантированных долгосрочных поставок, так и не надо. Впарят им американцы свой, дорогой и дьявольски вредный для природы, с точки зрения её загрязнения, сланцевый, так и пускай разоряют их, обдирая как липку, и опускают, как конкурентов. Нам-то что с того?
Что до Навального, поездки Борреля, требований, новых санкций и прочей чепухи, которыми в ЕС и Штатах так сильно увлеклись… Шутки их с нами закончились. Они давно закончились, но мы какое-то время, пока можно было без катастрофических последствий эти безобразия терпеть, их по инерции терпели. Зря, конечно, полагает автор, но тут он мыслит в категориях идеалов государственной независимости, разумного внутреннего устройства страны и чувства самоуважнния её начальства. А оно, начальство, более, чем неоднородно. И если часть его нуждается в стране, то многие — в аплодисментах, комплиментах, премиях, приглашениях и прочей мишуре. Что и учитывал Боррель в первую очередь, проталкивая европейско-американский проект «Навальный», раскурочивания нашей страны, и не понимая, что с Россией так себя вести нельзя.
Впрочем, нас так долго удавалось развести на сказки про светлое европейское будущее России, её интеграцию в мировое сообщество, свободы, права и прочую лабуду, что европейцы в самом деле поверили, что это будет работать вечно. Или американцы их до такой степени взяли за глотку, что им уже деваться некуда. Дёргаются, как рыба на кукане. Им и на вольную волю хочется, да как у Ильфа и Петрова: Заратустра не позволяет. Вот и бьются они о нас теперешних, как рыба об лёд. Даже жалко их. Вот, были же у людей времена: ради светлого теоретического будущего им сдавали что угодно из конкретного и более чем практичного настоящего. Слушались. Шли на какие угодно уступки. И вдруг, в самый интересный момент, прекратили. Бедный, бедный Боррель! Чем он теперь отчитываться будет?
Евгений Сатановский