Достроить «Северный поток – 2» в начале года, как обещал президент Владимир Путин, скорее всего не получится. Трубоукладчики покинули район строительства, не называя при этом даже ориентировочных сроков возобновления работ. Российские чиновники, судя по всему, недооценили технические сложности, а также влияние американских санкций.
Изначально запланированный на начало 2020 года пуск газопровода «Северный поток – 2» был сдвинут на год из-за американских санкций. Работа по строительству и запуску газопровода «Северный поток – 2» должна быть завершена до конца 2020 года или к первому кварталу следующего года, говорил год назад президент РФ Владимир Путин на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Однако неожиданные технические сложности и угроза новых американских санкций в январе 2021 года отодвинули завершение строительства на неопределенный срок.
Еще недавно казалось, что все готово к началу достройки оставшихся 160 км газопровода с 15 января в датских водах. Переоборудованные суда «Академик Черский» и «Фортуна» с лета прошлого года ждали на Балтике разрешений от европейских властей. При этом «Фортуна» даже успела достроить 2,6 км в исключительной экономической зоне Германии. Датские власти сообщили, что утвердили план начала строительства с 15 января в своих водах. Но ничего не случилось.
«Мы получили одобрение Датского энергетического агентства начать работу. Но это не значит, что мы возобновим укладку труб в этот же день», – заявил 15 января представитель оператора проекта Nord Stream 2 AG германскому деловому изданию Handelsblatt. По его словам, сперва необходимо проверить техническое оборудование. «Вероятно, в конце января или начале февраля мы сможем точнее оценить, когда начнем укладку труб», – добавил представитель компании.
Датское энергетическое агентство подтвердило 7 января, что получило график дальнейшего строительства трубопровода, согласно которому работы по укладке газопровода планируется возобновить в датских водах 15 января 2021 года, а укладку недостроенного участка начнет «Фортуна».
Но накануне агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на источники и график работ, который оказался в его распоряжении, что Nord Stream 2 планирует завершить строительство СП-2 только в июне. «Фортуна» должна завершить работы в водах Дании в последнюю неделю мая, а затем продолжит работы в водах Германии и закончит их в июне. При этом Немецкое федеральное ведомство по морскому судоходству и гидрографии 15 января разрешило дальнейшее строительство газопровода в германских водах, а прежнее разрешение, как оказалось, не позволило бы начать работы до конца мая.
Напомним, что когда швейцарская Allseas увела свои трубоукладочные суда со стройки, тогдашний министр энергетики, нынешний вице-премьер Александр Новак, да и президент Владимир Путин, уверяли, что стройку удастся завершить «своими силами».
Но в октябре 2020 года в Вашингтоне представили проект расширения экономических ограничений против СП-2, которые, как и в случае с первым пакетом, были «зашиты» в оборонный бюджет, приняты Сенатом и вступили в действие с 1 января 2021 года. По мере приближения этого акта оценки сроков ввода трубы в эксплуатацию становились все более расплывчатыми. Новак и Путин стали просто выражать надежду и уверенность в том, что при поддержке ЕС проект будет завершен. Чиновники рангом пониже говорят о переносе сроков на вторую половину 2021 года (такой прогноз сделал член группы по сотрудничеству Совфеда и Бундесрата ФРГ Сергей Перминов). А научный директор Германо-российского форума Александр Рар предупреждал, что нужно успеть достроить до выборов в Бундестаг в сентябре 2021 года. Потому что потом может измениться немецкое правительство, и новые силы в нем, которые могут прийти к власти – например Партия зеленых, – могут остановить этот проект.
Уже 2 января стало известно, что норвежская Det Norske Veritas отказалась сертифицировать газопровод после завершения его строительства из-за этих новых санкций. В субботу Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники сообщило, что швейцарская Zurich Insurance Group, которую называют союзником «Северного потока – 2» в Европе, отказалась страховать строительство трубопровода.
Гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев связывает перенос сроков завершения проекта с тем, что влияние американских санкций оказалось сильнее, чем рассчитывали ранее. «Технических, инфраструктурных проблем, которые мешали бы достройке, сейчас нет. Процесс тормозится из-за разрешений, которые выдаются не на правительственных уровнях. Выход из проекта норвежской компании, занимавшейся сертификацией трубы, швейцарской страховой компании не блокирует окончательно строительство, но задержит его. В конце января – начале февраля должны быть заключены новые соглашения, которые позволят заключить новые договоры на сертификацию и страхование», – сказал Танкаев.
Эксперт не взялся судить, почему «Газпром» не подстраховался и заранее не подготовил «дублеров». «В мире существует немало компаний, осуществляющих подобную деятельность (сертификацию трубопроводов и страхование), среди них можно найти немало таких, которые не связаны с американским рынком, например в Азии. Почему «Газпром» не запараллелил процессы в первые же месяцы, когда стало известно, что европейские партнеры могут подпасть под удар санкций и уйти из проекта, мне сказать трудно», – говорит эксперт.
Ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович отмечает, что четких сроков строительства не могло быть в принципе в условиях жесткого противодействия проекту СП-2 со стороны США. «Единственным выходом для «Газпрома» и его партнеров было действовать по обстоятельствам и адаптироваться к конкретным санкционным мерам в конкретный момент. О первом квартале как возможном сроке говорили российские власти, а не «Газпром» и не Nord Stream 2 AG. С учетом текущих обстоятельств более вероятным сценарием является достройка СП-2 и начало пусконаладочных работ в течение 2021 года», – сказал эксперт. По его мнению, уход компаний, занимающихся сертификацией газопровода и страхованием судов-трубоукладчиков и опасающихся санкций, был вполне ожидаем – но было и время подготовиться к этому риску. «Стоит учитывать, что пока Германия по-прежнему заинтересована в проекте, с опорой на нее у России имеется возможность завершить СП-2. При посредничестве Германского регионального экологического фонда найти и оформить кооперацию со страховщиками и сертификаторами (немецкими, российскими либо еще какими-то) в итоге получится. Берлин как столица де-факто главной страны в ЕС имеет влияние и на Копенгаген», – говорит Митрахович.
Впрочем, подчеркивает эксперт, еще одним проблемным моментом может оставаться техническое состояние российских трубоукладчиков. «Газпром» не раскрывает детали этой информации – и правильно делает. Но возможно, переоборудование «Академика Черского» и «Фортуны» было завершено еще не полностью», – полагает Митрахович.
У американцев, судя по всему, готовится еще один план «Б» для задержки строительства. Советник избранного президента США Джо Байдена по внешней политике Николас Бернс предложил его будущей администрации приостановить действие санкций против СП-2. Однако его предложение предполагает также и приостановку европейцами всех выданных разрешений на строительство. Во время этого «моратория» новая администрация в США, очевидно, может попробовать убедить европейцев отказаться от проекта.
Анатолий Комраков