В январе метеорологи обещают Европе более холодную погоду, чем обычно. Биржи в ЕС ответили на это продолжением роста цен. Продавцы СПГ при этом направляют все больше грузов в Азию, где цены выше, а для поставок в Европу не хватает танкеров. Эксперты отмечают, что в такой ситуации удача должна улыбнуться «Газпрому».
«Цены на газ на бирже TTF с поставкой в следующем месяце выросли еще на $ 0,5 за MMBTU (почти $ 18 за тысячу кубометров) сегодня и побили рекорд января 2019 года», — написал в Twitter сингапурский репортер Bloomberg по энергетике Стефан Стапжински.
28 декабря стоимость газа на самой ликвидной бирже Европы превысила $ 240.
Стефан Стапжински отмечает, что одной из главных причин служит прогноз, что начало года в Европе будет холоднее, чем обычно. Кроме того, все больше СПГ отправляют в Азию, чтобы заработать на более высоких ценах, а подорожание угля не способствует его использованию в генерации.
На поставки сжиженного газа в Европу влияет и дефицит танкеров. Их сейчас в большем количестве используют на азиатском направлении, которое забирает почти в два раза больше времени для доставки грузов.
Если для производителей СПГ из США это означает, что они не смогут по максимуму нарастить производство и продажи, хотя и вышли на рекордное производство. От 10 грузов европейцы уже отказались в феврале. То для «Газпрома» ситуация на европейском рынке газа может стать весомой компенсацией за рекордное падение цен на топливо во втором квартале 2020 года.
«Газпром» получит дополнительную прибыль от экспорта. Цены-то растут и тянут за собой цены по долгосрочным контрактам (большинство из них учитывают как стоимость нефтепродуктов с временным лагом, так и рыночную составляющую)», — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
В то же время, отмечает он, в европейских хранилищах всё еще много газа, поэтому на первом этапе будут увеличивать отбор из них. «Если будет дальнейший рост цен и неудовлетворенный спрос, можно будет нарастить поставки по украинскому маршруту», — замечает замдиректора ФНЭБ.
По данным единой платформы операторов ГТС Европы ENTSOG, «Газпром» уже в декабре на полную использует мощности транзита по «Северному потоку» и польскому маршруту через газопровод Ямал — Европа. А по украинскому поставки идут с превышением контрактных объемов — на 5 млн кубометров в сутки (183 млн).
Единственным минусом является то, что «Северный поток — 2» не достроен, а контракт с «Нафтогазом Украины» предполагает снижение транзита с 1 января с 65 млрд кубометров до 40 млрд (110 млн в сутки). А за дополнительный транзит «Газпрому» придется доплачивать по более высокой ставке, +20%, и, как сообщало EADaily , компания уже забронировала на январь дополнительные 41,2 млн кубометров в сутки. Однако и при таких транспортных затратах рост экспорта выгоден.
«Нынешние цены в ЕС делают выгодным повышенный объём прокачки даже с доплатой. Базовый тариф за прокачку согласно контракту составил $ 32 за тысячу кубометров. Но в случае увеличения объёмов выше договорного, тариф вырастет на 20% (при бронировании на месяц вперёд). Получаем, что „Газпром“ заплатит в январе $ 38,4 за транзит каждой дополнительной (сверх „качай-или-плати“) тысячи кубометров, или примерно $ 1,1 за MMBTU», — написал в Facebook эксперт по энергетике Александр Собко.
Напомним, что в этом году «Газпром» ожидает снижения экспорта в Европу на 10% — до 170 млрд кубометров, и рассчитывает на следующий. «В бюджет на 2021 год мы заложили умеренный рост экспорта газа на европейский рынок — до отметки 183 млрд кубометров, что более чем на 13 млрд кубометров выше по сравнению с бюджетом текущего года», — рассказывал в интервью корпоративному журналу заместитель председателя правления «Газпрома» Фамил Садыгов.