Похоже в своих попытках вернуть российский транзит, Латвия готова пойти на все. Это и не удивительно – с потерей российского транзита республика несет тяжелые финансовые потери.
По информации латвийского издания Diena, этот год Вентспилсский порт завершает с огромными потерями: за 11 месяцев грузооборот сократился почти на 40%. Транзит угля остановился полностью, а перевалка нефтепродуктов снизилась на 20%.
Если такая тенденция сохранится, то в 2021 году российский транзит исчезнет полностью и все порты Латвии – Рига, Вентспилс, Лиепая – столкнуться с серьезными финансовыми трудностями.
Кроме морских портов серьезные потери понесет и Латвийская железная дорога. Ей уже приходится увольнять работников и распродавать подвижной состав.
Чтобы как-то спасти ситуацию правительство Латвии ищет любые способы. В адрес правительства России было даже отправлено письмо с просьбой вернуть перевозки угля, но российское правительство ответило холодным молчанием.
Впрочем, правительство Латвии понимало, что со своей антироссийской политикой, оно от Москвы ничего не добьется, поэтому решило действовать через Евросоюз уже привычными способами:
— Россию решили принудить восстановить транзит с помощью санкций!
Зампред правления порта Вентспилс, бывший министр иностранных дел, обороны и внутренних дел Латвии Гиртс Валдис Кристовскис предложил Евросоюзу накладывать на Россию экологические пошлины за переориентацию грузовых потоков, которая сопряжена с увеличением выбросов в атмосферу углекислого газа.
Кристовскис играет на том, что Евросоюз к 2050 году должен полностью отказаться от угольной энергетики и каждый год сокращает потребление угля, в том числе и российского. А чтобы как-то стимулировать производителей электроэнергии, ЕС каждый год поднимает пошлины на уголь.
Латвия надеется, что из-за повышенных пошлин, России станет невыгодно возить уголь через Усть-Лугу и она вернется к латвийскому коридору.
Но у России есть еще один выход, причем более приемлемый для нее:
– вообще отказаться от поставок угля в Европу!
Рано или поздно это придется сделать, так лучше раньше. Найти потребителей угля в Азии не составит труда и Россия начнет весь уголь отправлять туда.
А угольные терминалы в Усть-Луге выгоднее будет переоборудовать под погрузку удобрений и зерна. Уж от них то Евросоюз не собирается отказываться в течение ближайших 50 лет!