К Новому году Речь Посполитая могла подойти с серьезными финансовыми проблемами, а именно — остаться без дотаций Евросоюза
Но обошлось, и теперь польский премьер-министр Матеуш Моравецкий разглагольствует о том, что ночь темнее всего перед рассветом, а восход солнца уже близок.
Определенные основания для оптимизма у польского начальства, конечно, есть — с ЕС сумели договориться. Однако компромиссы зачастую лишь усиливают недовольство, и на этот раз дело обстоит именно так. Причем сильнее всех вознегодовал не кто иной, как Джордж Сорос. Почему гневается зловещий старец, расскажу чуть ниже, а пока о том, что, собственно, произошло.
В ноябре состоялись два саммита по линии Евросоюза, на которых обсуждался бюджет ЕС на 2021–2027 годы и распределение средств из фонда восстановления национальных экономик, пострадавших от эпидемии коронавируса. При этом велика была вероятность, что Польшу и Венгрию накажут деньгами за попрание принципа верховенства права, являющегося одной из базовых ценностей ЕС. Так Брюссель реагировал на проведенные в двух восточноевропейских странах реформы. В Польше, к примеру, изменили законодательство в сфере судопроизводства, и в Евросоюзе посчитали, что власть исполнительная ликвидировала независимость власти судебной. Трения по данному поводу между Речью Посполитой и ЕС тянутся не первый год, но особенную остроту вопрос приобрел именно сейчас, когда стали делить деньги.
Остаться без них Польша никак не хотела и вместе с Венгрией пригрозила, что применит вето и заблокирует принятие бюджета (за него должны проголосовать все страны ЕС). Из-за этого в благородном европейском семействе, естественно, случился скандал. Тут как тут оказался Сорос и стал агитировать за то, чтобы ЕС ни в коем случае не поддавался на шантаж Венгрии и Польши. Также американский финансист предлагал найти вариант, как обойти вето Варшавы и Будапешта. О некоем плане В и вправду думали, что вызвало тревогу у ряда польских СМИ. Параллельно начала раскручиваться тема «полексита» (это как «брексит», но для Польши). И вот что интересно, оппозиция в Речи Посполитой пугала выходом из ЕС для того, чтобы давить на власть. А власть в свою очередь использовала «полексит» в качестве инструмента воздействия на Евросоюз. Все это сопровождалось громкими заявлениями и непрекращающейся истерикой в медиа. Оппозиционные СМИ кричали, что Польшу вот-вот, словно паршивую овцу, выгонят из ЕС, а провластные сайты и газеты стонали, что если Варшава уступит Брюсселю, то независимости страны придет конец. В общем, атмосфера была довольно-таки накаленной, к тому же попутно шли разговоры о «хуксите» — расставании с Евросоюзом Венгрии.
Так продолжалось до 9 декабря. Утром радиостанция RMF24 сообщила со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах ЕС, что всем сторонам удалось прийти к компромиссу. Спустя несколько часов президент Польши Анджей Дуда заявил, что есть предварительное согласие по вопросу бюджета. Сам компромисс оформили на саммите, прошедшем 10 и 11 декабря. Наказание за нарушение принципа верховенства права оставили, но дополнили положением, что Польша с Венгрией могут обратиться в Европейский суд, и только когда эта инстанция признает факт попрания ценностей ЕС, будет запущена соответствующая процедура. В ответ Варшава с Будапештом пообещали не накладывать вето.
Соглашения удалось достичь благодаря закулисным переговорам между представителями канцлера ФРГ Ангелы Меркель и Ярослава Качиньского — вице-премьера, председателя партии «Право и справедливость» и фактического руководителя Речи Посполитой. Как рассказала газета Rzeczpospolita, Качиньский и Меркель лично вносили правки в проект итогового документа, а идея с отсрочкой и возможностью обжалования в суде исходила от немцев. Германия сегодня председательствует в ЕС, а канцлер собирается на пенсию, и Меркель явно не хотелось омрачать конец своей политической карьеры раздраем в Евросоюзе. Ну а Польша в течение ближайших шести лет должна получить безвозвратных субсидий на 139 миллиардов евро и 34 миллиарда в виде кредитов. Плюс Речи Посполитой причитается почти 70 миллиардов евро на оздоровление измученной коронавирусом экономики.
Удовлетворены, между тем, оказались не все. Первым недовольство компромиссом выразил Збигнев Зёбро. Он является лидером политсилы под названием «Солидарная Польша», составляющей коалицию с «Правом и справедливостью» и партией «Согласие». В правительстве Зёбро достался пост министра юстиции, который он совмещает с должностью генерального прокурора. «Солидарная Польша» эмоциональнее остальных выступала за ветирование бюджета ЕС и высказывалась в том духе, что лучше умереть, чем сдаться Брюсселю. Пока соратники Зёбро кричали об этом, за их спиной Качиньский договаривался с Меркель. Поэтому глава Минюста сильно обиделся и заявил, что его партия выйдет из коалиции. Этот шаг был чреват новыми выборами и потерей «Правом и справедливостью» власти. Однако «Солидарная Польша никуда» не ушла. Не последнюю роль в этом сыграла встреча Качиньского с Зёбро. В Польше так происходит часто: пообщавшись с Качиньским, громогласный политик-смутьян быстро превращается в кроткого зайчика.
Еще сильнее, чем Зёбро, соглашением ЕС с Речью Посполитой и Венгрией возмущался Сорос. Он моментально выпустил статью, где обвинил Меркель в капитуляции перед наглыми шантажистами.
«Над Евросоюзом нависла экзистенциальная угроза, а лидеры ЕС реагируют на это компромиссом», — негодует одиозный финансист и пророчит мрачное будущее единой Европе, поскольку доверие к ней подорвано раз и навсегда.
Текст, под которым подписался Сорос, вызвал в Польше немалый резонанс. Так, пересказ статьи на сайте money.pl читатели прокомментировали 2279 раз. Отзывы, разумеется, были разными и взаимоисключающими. Немало внимания реакции Сороса уделили и официальные лица, и было заметно, что они с трудом сдерживают злорадство. В частности, Матеуш Моравецкий заявил, что если Сорос недоволен, то значит Польша одержала большую победу. А вот слова венгерского премьера Виктора Орбана: «Джордж Сорос проиграл. Европейцам пора отправить его домой, в Америку. Непонятно, почему мы, европейцы, терпим, чтобы американский спекулянт на американские деньги создавал систему влияния в ЕС… Пора положить конец европейской прогулке Джорджа Сороса». Возрадовался и лидер консервативной испанской партии «Голос» Сантьяго Абаскаль. С трибуны парламента он поблагодарил Польшу и Венгрию за то, что те отстояли свой суверенитет и привели Сороса в ярость.
Сказанное испанским депутатом донес до поляков сайт wPolityce. Это один из ресурсов, обслуживающих «Право и справедливость». Вообще СМИ, работающие на партию Качиньского, и по окончании саммита ЕС не успокоились и продолжали «мочить» заокеанского миллиардера. Допустим, на портале Niezalezna практически ни одна публикация не обходилась без критического комментария в адрес Сороса. И неважно, о чем была статья: об отмывании денег в Польше или нелепостях американской политкорректности — всюду боты поносили авантюриста из США. Не отставали и другие «боевые листки» вроде издания Gazeta Polska Codziennie. Кое-где дело доходило до откровенного абсурда. Например, wPolityce взяла интервью у Анджея Розплоховского. Некогда в рядах «Солидарности» он боролся с режимом Войцеха Ярузельского и, похоже, навсегда застрял в тех временах. Происходящее в Польше сейчас Розплоховский видит исключительно через призму событий 80-х и ставит нынешних «соросят» на одну доску с коммунистами ПНР. Поэтому пожилой активист «Солидарности» требует закрыть все структуры Сороса, запретить партии левого толка, а для коммунистов устроить новый Нюрнберг.
Что касается «соросят», то к ним в начале декабря стала присматриваться прокуратура, она занялась проверкой финансовой деятельности фонда «Открытый диалог» и компании «Шелковый путь».
С ними связаны Бартош Крамек и Людмила Козловская. Они семейная пара, и их судьбы слил воедино украинский «евромайдан», с которого Крамек привез себе жену-бандеровку родом из Севастополя. Три года назад супружеская чета так нагло агитировала за свержение правительства «Права и справедливости», что польские власти Козловскую депортировали. Теперь она осела в Брюсселе. Действия прокуратуры явно направлены против Сороса, но в то же время компетентные органы лишь грозят его «птенцам» пальчиком: производство ведется во благо Козловской и Крамека, так говорят следователи.
Мягкость прокуратуры выглядит странной, особенно на фоне заявлений о победе над Соросом. Впрочем, и с ней не все однозначно. 16 декабря Европейский парламент одобрил бюджет на 2021–2027 годы, призвал суд ЕС ускорить разрешение спора с Польшей и Венгрией, а также одобрил механизм, позволяющий наказывать нарушителей принципа верховенства права. «Важная победа в Европарламенте», — написала в фейсбуке Людмила Козловская. Это свидетельство того, что точка в деле с компромиссом по бюджету ЕС не поставлена, а бой с Соросом еще не окончен.
Алексей Ткачук, ИА Альтернатива