Союзнические отношения России со странами Организации Договора о Коллективной Безопасности весьма неоднозначны, поэтому Москва находится в постоянном поиске партнеров, чьи интересы так или иначе будут совпадать по большинству пунктов. Сербия является одной из таких стран,по крайней мере, так считает российская пропаганда, но так ли это?
Отношения Белграда и Москвы можно назвать дружескими. Историческая близость двух родственных народов продолжается и по сей день. Но что может предложить Россия Сербии и наоборот?
Пойдем от экономики к политике. Сербия не входит в ОДКБ или Союзное государство, зато подписало соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским Экономическим Союзом, который патронирует Россия. Но договор должен быть подкреплен действиями.
И тут встречается первая загвоздка — товарооборот между странами. В 2019 году торговля достигла 2,5 миллиардов долларов. Цифры весьма смешные, ведь это 45-е место в российском экспорте и 37-е место в российском импорте, меньше 1%. А вот Европейский Союз занимает первое место в торговле с Сербией и первое место в донорской помощи: инвестиции, кредиты и т.п.
Можно сказать, что союзные отношения не всегда строятся на экономике. Так давайте же разберем политические аспекты. Мы знаем, об этом не стесняются говорить, что Сербия и Россия проводят совместные военные учения, сербские солдаты приезжают на парад Победы, сохраняют память о Второй Мировой войне (даже Вечный огонь в Белграде открыли), конечно же, вместе не признают Косово. И тут остановимся поподробнее:
Для России «Косовский прецедент» — способ манипуляции и оправдывания своих действий. Например, право косовар на самоопределение не признаем, но право на самоопределение Абхазии, Южной Осетии, Крыма и Севастополя признаем.
Для Сербии «Косовский прецедент» — «кость в горле», нерешенный территориальный спор не позволяет закрытой от моря стране активно развиваться. Все соседи в той или иной степени пытаются интегрироваться в Единый Европейский рынок, а Белград этого сделать не может, необходимо официально признать Косово как независимое государство, коим оно является уже 12 лет.
Как только речь заходит об окончательном урегулировании, то сразу Москва мчит на Балканы останавливать своего союзника от подобных действий.
Ведь Сербия — последняя страна в этом районе Европы, которая еще имеет хорошие связи с Москвой. А Путин имеет такой же рейтинг популярности среди сербов, как и действующий президент Александр Вучич.
Если вы помните, то летом Мария Захарова высмеяла встречу Вучича и Трампа. Но это, скорее всего, был нервный смех. Сербский президент ездил в Вашингтон, чтобы обговорить детали о взаимном признании Сербии и Косова.
Брюссель «греет 28-е кресло» в Европейском Союзе, это самая стабильная и развивающаяся страна на Балканах. Сербов ждут в 2025 году в большой европейской семье.
Это прекрасно знают в России, поэтому Москва всячески препятствует этому процессу, то совместное заявление по Косово сделают, то Путин или Лавров нагрянут. Но избежать отмену резолюции СБ №1244 будет сложно, а точнее, невозможно.
Но было бы нагло с сербской стороны так резко уходить от России, поэтому Вучич зажигает «Вечный огонь», тепло и радушно встречает российских политиков, ради Путина сгоняет сербов на митинг, такая лесть, видимо, по душе Кремлю. Хотя такое заигрывание только на время, пока не решится окончательно вопрос по Косову.
Стоит отметить, что Белград официально не признает Крым российским, независимость Абхазии и Южной Осетии, а до более глобальных проблем им попросту нет дела.
В итоге, мы получаем дружественно настроенный народ на Балканах, но политические отношения между странами нестабильны, они кардинально изменятся к 2025 году однозначно. Сербам намного выгоднее попасть в ЕС, чем поддерживать зону свободной торговли с ЕАЭС.