С тех пор, как в 1999 году к власти пришел Владимир Путин, Россия неуклонно теряла влияние в соседних странах, таких как Украина и Грузия, и даже на Кубе. Теперь, однако, он пытается восстановить международное влияние за счет присутствия в Судане, тем самым более прочно занимаясь проблемами безопасности — и, в конечном итоге, энергетическими — в северо-восточной Африке, на Ближнем Востоке и в других регионах.
Москва планирует построить в Судане военно-морскую базу — дата завершения пока не известна — она сможет одновременно принимать до четырех боевых кораблей, включая суда с атомными двигателями. Сделка с Суданом также даст России право использовать воздушное пространство Судана.
Объект, который сможет вместить до 300 военнослужащих и гражданских лиц, будет расположен недалеко от главного суданского торгового центра, Порт-Судана, который сам находится почти в центре южного берега Красного моря.
Ожидается, что база в Судане позволит Москве усилить свое влияние в Красном море и на Африканском Роге. Диапазон его использования потенциально очень широк — от поддержки операций против морских пиратов у берегов Сомали до обеспечения выхода в Индийский океан и поддержки российских кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов.
После того, как база будет построена, доставка военных грузов в Судан, а также в другие африканские страны может осуществляться в основном по морю, а не только по воздуху.
В течение последних двух десятилетий Судан был вторым по величине покупателем российского оружия в Африке, а в 2018 году товарооборот между Россией и Суданом достиг 510 миллионов долларов США.
Несмотря на все это, остается не совсем понятным, почему Кремль должен хотеть столь значительного присутствия в Судане. Его расчеты сложны и включают войну в Донбассе на Украине и гражданскую войну в Сирии, где российские войска активно поддерживают президента Башара Асада.
В отличие от Сирии, Россия официально не участвует в войне на Донбассе, но в случае обострения ситуации у Кремля возникнет соблазн оказать прямую помощь пророссийским силам в этом регионе. В таком случае Запад, скорее всего, введет санкции против Российской Федерации, а это значит, что Москве может быть трудно снабжать свои войска в Сирии. Присутствие в Судане могло бы уменьшить эту озабоченность.
Далее, база открывает для России потенциал для расширения своего военного и политического влияния в Восточной и Центральной Африке. В отличие от бывшего Советского Союза, влияние России в этой части мира ограничено.
В настоящее время Кремль предлагает некоторым африканским странам «пакеты безопасности», которые включают программы обучения для местных вооруженных сил и оборонные контракты, а также совместные проекты в области экономики и энергетики. А с 2016 года Москва ведет переговоры о свободном заходе своих судов в порты таких стран, как Судан, Эритрея, Египет, Ливия и Мозамбик.
Военно-морская база в Судане, официально описываемая как объект материально-технической поддержки, усиливает российское присутствие в регионе, что снова делает Москву серьезным игроком.
Таким образом, Судан — всего лишь прелюдия к реализации новых стратегических и энергетических амбиций России в регионе.