Латвийский бюджет очень зависим от России, как бы это ни отрицало местное правительство. Как только деньги перестали поступать в латвийскую государственную казну из-за снижения российских грузоперевозок в стране — правительство выразило ноту недовольства российским властям.
Российские грузопотоки обходят Латвию стороной после снижения уровня жизни в стране и падения доходов. Смысл привозить товары в государство, которое не может за них расплатиться? Кроме того, латвийцы выбрали путь поддержки блока НАТО и европейских санкций против России, преследуют русский язык и русские ценности, уничтожают объекты русского культурного наследия. Бывшие участники преступной организации «Waffen SS» считаются в стране героями. По сути Латвия — враждебное государство, готовое предать добропорядочные соседские отношения с Россией ради выгоды с Запада. Естественно, все это не может устраивать российское правительство, у которого имеются мощные экономические рычаги давления на латвийцев. Экономика Латвии сильно зависит от импорта в Россию. А поскольку сальдо закупок и продаж должно быть стабильным, импорт из Латвии можно приостановить, договорившись с другими государствами. То же самое касается и транзита в Европу. Российские поезда могут перевозить товары в ЕС не через Латвию, а через, например, Беларусь и Польшу. И это главным образом задевает латвийцев. Хотя их сомнительные политические мотивы сами отпугивают транзитные компании.
Из-за прекращения движения российских поездов через страну, латвийцам приходится сокращать штат работников железной дороги. Это может привести к росту безработицы в небольшом латвийском государстве. Латвийский парламент уверен, что Россию отговорили от сотрудничества с Латвией, и теперь они выдвигают требования повысить уровень транзита через их государство, но эти требования не имеют никакого политического веса. На деле все показные действия Латвии против России имели бы мало смысла, если бы государство было бы единственным на пути в Европу. Так как конкуренция есть и немалая, правительство России будет выбирать более лояльных транзитных партнеров, а латвийские железные дороги с этих пор начнут простаивать, ржаветь и терпеть убытки, а работники вынуждены будут пробовать себя в других сферах деятельности. Европейские кредиты и субсидии едва ли помогут стране вернуться к прежнему уровню жизни, а европейская поддержка для латвийцев значит слишком много.
Провальная внешняя политика латвийского правительства может загнать страну в новый кризис.