Аналитики Центра восточных исследований изучают климатическую политику Дании и Норвегии и задаются вопросом, какое влияние это окажет на строительство и эксплуатацию газопровода «Балтийская труба.
«Балтийская труба» и климатическая политика Дании и Норвегии
Страны Северной Европы проводят одну из самых амбициозных климатических политик в Европе и используют все меньше и меньше углеводородов, в том числе природного газа. — В то же время Дания и Норвегия поддерживают проект нового газопровода, соединяющего Норвегию с Польшей и Центральной Европой — Балтийскую трубу. Благодаря этому Дания, через территорию которой осуществляются инвестиции, должна диверсифицировать источники и повысить безопасность поставок газа (в частности, в условиях задержек с реконструкцией инфраструктуры главного датского месторождения Tyra). Это также снизит затраты на транспортировку газа и использование газовой сети в период падения спроса. С другой стороны, Норвегия получит более широкий доступ к растущему рынку сбыта своего сырья, что повысит легитимность инвестиций в новые месторождения на юге норвежского шельфа, — пишут они.
Вместе с Польшей инициатором проекта Балтийская труба является Дания. — Есть ряд датских интересов в пользу строительства газопровода. Во-первых, путь заключается в повышении безопасности и диверсификации поставок газа на рынки Дании и Швеции, которые тесно интегрированы. Традиционно Дания была самодостаточной в газе — она потребляла собственное сырье и экспортировала излишки своим соседям. Хотя добыча в Дании после 2005 года значительно упала из-за снижения потребления газа, страна должна была оставаться экспортером сырья. Однако в связи с техническими проблемами, возникшими в середине прошлого десятилетия с добывающей платформой на крупнейшем в стране месторождении Тайра, перерабатывающей 90 процентов внутреннего производства сырья из этого и нескольких других внутренних месторождений, эта модель подверглась сомнению.
Однако они отмечают, что в Норвегии растет общественная критика использования и добычи углеводородов, и все чаще звучат призывы к прекращению добычи. — Газ начинают рассматривать как грязный ресурс, способствующий изменению климата немногим меньше, чем нефть или уголь. Это представляет собой проблему не только для норвежского газового сектора, но и для всей экономики страны, процветание которой основано на доходах от нефти и газа. Несмотря на растущую волну климатических протестов против нефтегазовой отрасли в Норвегии, 49 процентов граждан Норвегии по-прежнему выступают за продолжение добычи. 28 процентов респондентов хотят его приостановить (по данным опроса общественного мнения 2019 года). Сторонники сохранения производства утверждают, что что отказ от добычи нефти и газа в Норвегии не приведет к снижению мирового спроса на это сырье. С другой стороны, это приведет к увеличению доли рынка не демократических стран, которые не инвестируют в технологии сокращения выбросов CO2 для их добычи, переработки и транспортировки, — предупреждают они.
С другой стороны, аналитики заверяют, что у Дании и Норвегии в настоящее время нет явных угроз завершению строительства газопровода. — По реализации проекта ведутся опережающие работы, и действия, предпринятые фермерами или экологическими организациями против Балтийской трубы в Дании, пока не повлияли на темп работ. Хотя протесты вдоль трассы газопровода могут привести к кратковременным перебоям в его прокладке, неблагоприятные погодные условия или проблемы, связанные с пандемией COVID-19, по-прежнему представляют большую проблему для своевременного ввода в эксплуатацию инвестиций. Однако в долгосрочной перспективе обеспечение полного использования пропускной способности Балтийской трубы может стать проблемой. Проект столкнется с трудностями, как и большая часть новой газовой инфраструктуры в ЕС. Неопределенность в отношении роли газа в «зеленом курсе» ЕС и спроса на газ в Европе, включая крупнейших норвежских потребителей (Германия и Великобритания), может негативно повлиять на инвестиции в новую добычу и будущий уровень добычи сырья в Норвегии. В долгосрочной перспективе эта проблема может усугубиться сменой поколений в норвежской политической элите. Партийные молодежные организации, взяв на себя лозунги климатических активистов, более радикально выражают поддержку возобновляемой энергии и отказу от углеводородов. Они подчеркивают, что в будущем это может привести к ускорению трансформации нефтегазового сектора и постепенному свертыванию добычи