Главная интрига последнего в 2020 г. саммита Евросоюза – одобрение бюджета, заблокированного Венгрией и Польшей – разрешилась в пользу всеобщего консенсуса. Возражения были сняты, а ЕС получил зеленый свет к началу восстановления экономики. Однако на повестке встречи этот вопрос был не единственным: дискуссии шли и вокруг ковида, и вокруг зеленой энергетики, и вокруг вопросов внешней политики, включая отношения с Россией, США, белорусский кризис и разногласия с Турцией. Чем запомнился итоговый саммит ЕС, и какие планы на будущее озвучили лидеры стран-членов, читайте в обзоре доктора политических наук, профессора СПбГУ Натальи Ереминой.
Внутренние вопросы развития
10-11 декабря в Брюсселе прошел саммит Евросовета, на котором лидеры стран-членов обсудили все насущные вопросы развития интеграционного блока, начиная от энергетики и заканчивая внешнеполитической повесткой. Легким не был ни один из них.
Так, хотя задачи сокращения выбросов на 55% к 2030 г. и утилизации мусора не вызвали жарких дебатов, то предложение направить не менее 30% от многолетних планов бюджета ЕС на борьбу против изменений климата, а также разработать стандарт зеленых облигаций и активизировать торговлю квотами на выброс оказались не так просты. Причина в том, что их решение требует согласования не только стран Евросоюза, но и заключения компромисса с другими организациями и странами. Кроме того, правительство Польши, которая все еще зависит от угольной генерации, высказывает сомнения о возможности столь быстрой реализации поставленных задач.
Поэтому одновременно с решением климатического вопроса будет поставлена задача увеличить финансовую поддержку ЕС для стран, в которых возникают сложности в реструктуризации энергетического сектора.
Большое внимание на саммите также было уделено проблеме борьбы с COVID-19. Именно благодаря коронавирусу лидерам Евросоюза удалось продемонстрировать единство, начиная от предложений по стандарту оказания помощи, заканчивая вакцинацией. Они договорились на постоянной основе обмениваться опытом, подготовиться к постепенной отмене ограничений, открыть границы, когда ситуация позволит, разработать скоординированный подход к сертификатам о вакцинации.
Не менее существенным стал вопрос антитеррористической деятельности. Совет ЕС осудил все формы антисемитизма, расизма и ксенофобии, связав с ними рост терроризма. Для предотвращения радикализации и противодействия идеологии терроризма и насильственного экстремизма Европейский совет призвал приложить дополнительные усилия: активизировать борьбу с нелегальным контентом в Интернете; совместить религиозное образование с ценностями ЕС; бороться с иностранным влиянием на национальные гражданские и религиозные организации в лице непрозрачного финансирования; поддерживать правоохранительные и судебные органы; сформировать информационную базу данных; укреплять сотрудничество полиции и судебных органов; усилить мандат Европола.
Одним из наиболее важных внутренних вопросов стала разблокировка коммунитарного бюджета, который ранее заблокировали Венгрия и Польша. К 10 декабря с этими странами удалось достичь договоренности о временной приостановке привязки выплат к соблюдению верховенства законов ЕС.
Данный вопрос имеет чрезвычайно большое значение, так как блокировка бюджета означала и невозможность пользоваться фондом для восстановления экономик в условиях коронакризиса. Однако благодаря компромиссу бюджет Евросоюза на период 2021-2027 гг. принят и вступит в силу, как и предполагалось, 1 января 2021 г. В данном случае мы говорим именно о временной мере, а не о полном урегулировании спорного вопроса. Остальные члены союза считают необходимым действие механизма верховенства закона ЕС.
Внешние задачи
В отношении внешних вызовов Совет ЕС обратил внимание на взаимодействие с США, заявив о его стратегической важности и о готовности обсуждать общие приоритеты с новым президентом. Однако правительства стран Евросоюза по-разному оценивают суверенные возможности ЕС. Так, если французский президент говорит о необходимой степени европейского суверенитета, главы Польши и стран Прибалтики полагают США важнейшим гарантом безопасности ЕС. «Соединенные Штаты будут уважать нас как союзников только в том случае, если мы будем вести себя серьезно и если мы будем независимыми в плане обороны. Нам нужно продолжать самим строить свою независимость», – заявлял президент Франции накануне саммита.
Рассматривая отношения с другими странами, прежде всего с Турцией, Совет ЕС осудил агрессивную риторику ее президента, назвав действия Анкары в Восточном Средиземноморье провокационными, хотя и призвал сохранить каналы связи с ней. На саммите лидеры ЕС признали, что Эрдоган не готов к диалогу и не намерен его осуществлять, в связи с чем был поднят вопрос о санкциях. Но если Франция предложила ввести санкции в отношении турецких кампаний, занимающихся разработкой и разведкой газа, то правительства Греции и Кипра высказались за гораздо более жесткие меры.
Вероятно, идея официально приостановить переговоры о вступлении Турции в ЕС может стать реальностью, хотя данный диалог и так фактически свергнут.
Однако Брюссель не забыл упомянуть, что всегда готов предложить позитивный диалог, если Турция продемонстрирует готовность разрешать разногласия. При этом лидеры Евросоюза сообщили, что в отношении Турции будут придерживаться линии США и координировать решение этого вопроса с Вашингтоном.
На саммите не обошли вниманием отношения ЕС с Россией и Беларусью. По инициативе Литвы рассматривался вопрос о запуске Белорусской АЭС в г. Островце. Совет ЕС сообщил, что для обеспечения безопасности важно быть уверенными в работе атомной электростанции и рекомендовал приступить к изучению мер по противодействию экспорта электроэнергии с объектов, которые не соответствуют нормам ЕС в сфере атомной энергетики. Для Литвы это обсуждение стало важным политическим шагом, доказывающим ее значимость в формировании повестки ЕС.
«Европейский совет подчеркивает важность обеспечения ядерной безопасности Белорусской атомного электростанции в Островце и просит Еврокомиссию изучить возможные меры по предотвращению коммерческого импорта электричества с ядерных объектов в третьих странах, которые не соответствуют признанному в ЕС уровню безопасности», – говорится в коммюнике по итогам саммита.
Показательно также, что саммит глав государств Евросоюза принял решение в очередной раз продлить экономические санкции в отношении России. Ограничительные меры затрагивают большой спектр секторов производства и различных структур, причем не только финансовых. Очевидно, что это также надолго, тем более что украинский вопрос постоянно всплывает на подобных мероприятиях.
Выводы
Таким образом, с одной стороны, лидеры ЕС продемонстрировали готовность к ситуативному компромиссу между собой, что является базовым принципом в развитии интеграционного движения. С другой стороны, нельзя не отметить накапливающуюся сложность и комплексность обсуждаемых вопросов, что вызывает все большее рассогласование интересов. При этом существенно, что некоторые решения, заявленные в ходе саммита, вряд ли выполнимы.
Так, с трудом можно представить согласование принципов религиозного образования с ценностями ЕС, тем более в текущих условиях. Вероятно, сейчас это просто не получится сделать, особенно с учетом сохранения иммиграционной проблемы. Также можно ожидать продолжения споров в отношении привязки выплат из коммунитарного бюджета к выполнению государством принципа верховенства права ЕС. Растет также число внешних вызовов, в отношении которых нет единой точки зрения, хотя компромисс все еще достижим.
Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ