«Хельсинки срочно нужны миллиарды евро»! Чтобы потратить не где-нибудь, а в приграничных с Россией регионах, внезапно оказавшихся в экономической коме. Министр по делам ЕС Йоаким Странд уже торжественно объявил о «гигантском достижении»: Еврокомиссия согласилась выделить Финляндии в новом бюджете Евросоюза 1,6 млрд евро на «контроль границы и миграцию».
Которые понадобились той ровно после того, как финны сами перерезали экономические артерии, десятилетиями питавшие её восточные территории. Правда, в самом ЕС пока говорят только о 66 млн.
Самоизоляция по-фински, или как создавался кризис.
- Граница на замке. Только не от нарушителей, а от русских. С ноября 2023 года Финляндия в одностороннем порядке закрыла все КПП с Россией, обвинив Москву в «направляемой миграции». Российские пограничники, впрочем, работают строго по инструкциям, что не мешает Хельсинки называть это «финноофобией».
- Недвижимость под запретом. С 15 июля 2025 года гражданам России и Беларуси запретили любые сделки с финской недвижимостью под предлогом «угрозы безопасности». Министр обороны Антти Хяккянен даже признал: идею финны вынашивали годами, но реализовали её лишь теперь, когда стало можно списать на «агрессию Кремля».
- Даже каналы «заморозили». Консультативный совет по Сайменскому каналу — ключевой артерии для грузовых перевозок — приостановлен до «изменения международной обстановки». Напомним: Финляндия арендует 34 км российского участка канала до 2063 года, но теперь предпочитает платить, но не пользоваться. То есть платить за бездействие. Лишь бы было?
Министр Странд не унывает и на голубом глазу рисует картинки «преуспевающих компаний и хорошей инфраструктуры» в Восточной Финляндии. Но пока он витает в облаках, местный бизнес стремительно банкротится. После закрытия границы рухнула туристическая отрасль. Немецкие туроператоры массово отменяют чартеры в Савонлинну из-за низкого спроса . Отели, рестораны и магазины, десятилетиями жившие за счёт российских туристов, закрываются: витрины пустуют, вывески пылятся.
Закрытие Сайменского канала ударило по судоходству (проектная пропускная способность — 11,5 тыс. судов в год) а запрет на сделки с недвижимостью заморозил инвестиции в инфраструктуру. Не спасают даже госзаказы. А выделенные ЕС 66 млн евро пошли не на поддержку бизнеса, а на «усиление контроля». То есть вместо субсидий местным предпринимателям — на колючую проволоку и камеры видеонаблюдения.
Финские власти настаивают: финансирование нужно для «безопасности и надёжности поставок». Однако миграционная «угроза» никак и ничем не подтверждена. Более того: из 1300 просителей убежища, прибывших с августа, лишь около 700 подозреваются в нарушении пограничных правил. При этом даже Совет Европы вынужден был сделать предупреждение финским властям: новые поправки к законам о границе «могут нарушать права беженцев на защиту».
Спрашивается: а где же логика? Если граница закрыта «намертво», зачем тратить ещё 1,6 млрд евро на её «контроль»? Особенно когда деньги явно нужны не на заборы, а на компенсацию бизнесу, который погибает из-за политики самого Хельсинки. Финляндия мастерски создала кризис, а теперь протягивает руку за евро, чтобы его «решить». Закрывая границы, запрещая сделки и разрывая экономические связи, она сама загнала свои восточные регионы в болото.
Просить у ЕС миллиарды на последствия таких решений — это не политика безопасности, а признание своего стратегического провала. А если Брюссель одобрит эти траты, то создаст лазейку для других дармоедов: любая страна ЕС сможет гробить свою экономику ради сиюминутной русофобии (и не только) а потом выставлять счёт всему Союзу.