...
Dark Mode Light Mode

«Адмирал Кузнецов»: флагман на распутье — дорогой ремонт или утилизация?

«Адмирал Кузнецов»: флагман на распутье — дорогой ремонт или утилизация?

Судьба единственного российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» висит на волоске. По данным «Известий» от 11 июля 2025 года, Министерство обороны РФ рассматривает возможность полного отказа от его ремонта и модернизации из-за непомерно высоких затрат. В ближайшее время представители Главкомата ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) должны принять окончательное решение о целесообразности возвращения корабля в строй. Альтернатива — утилизация.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, спущенный на воду в 1985 году и введенный в состав флота в 1991-м, с 2017 года находится на ремонте и глубокой модернизации на «35-м судоремонтном заводе» (Мурманск). Его эксплуатация была омрачена чередой серьезных инцидентов:

В октябре 2018 года уникальный плавучий док ПД-50, где находился авианосец, затонул из-за отключения электроэнергии. Падающий кран пробил палубу корабля. В декабре 2019 года на борту вспыхнул масштабный пожар, унесший жизни двух человек и повредивший около 500 кв. м площадей.

Эти аварии, наложившиеся на изначально сложный и дорогостоящий процесс модернизации (планировалось обновить энергетическую установку, радиоэлектронное вооружение, авиационно-технические средства), привели к многократному удорожанию проекта и постоянному срыву сроков сдачи. Последний перенос даты возвращения флоту — на 2024 год — также не был выполнен.

Позицию сторонников утилизации четко озвучил бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц:

«Авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Это уходящая эпоха. Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных комплексов и беспилотной авиации»

Эксперты, разделяющие эту точку зрения, указывают на колоссальную стоимость не только постройки, но и содержания авианосных групп, их уязвимость перед современными гиперзвуковыми противокорабельными ракетами и подводными лодками, а также на смещение акцента в военно-морской стратегии в сторону беспилотных систем.

Однако окончательное решение еще не принято. Отказ от «Кузнецова» станет символическим завершением эпохи отечественного авианосного флота и признанием невозможности поддержания столь сложных проектов в условиях санкционного давления и технологических ограничений. Сторонники сохранения корабля подчеркивают его значение как флагмана ВМФ, учебной платформы для палубной авиации и носителя престижа.

Если вердикт будет в пользу утилизации, некогда грозный флагман, способный нести до 50 летательных аппаратов (истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ, вертолеты Ка-27, Ка-29, Ка-52К, Ка-31), отправится на разборку, а Россия останется без авианесущих кораблей.

 


Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.