Судьба единственного российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» висит на волоске. По данным «Известий» от 11 июля 2025 года, Министерство обороны РФ рассматривает возможность полного отказа от его ремонта и модернизации из-за непомерно высоких затрат. В ближайшее время представители Главкомата ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) должны принять окончательное решение о целесообразности возвращения корабля в строй. Альтернатива — утилизация.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, спущенный на воду в 1985 году и введенный в состав флота в 1991-м, с 2017 года находится на ремонте и глубокой модернизации на «35-м судоремонтном заводе» (Мурманск). Его эксплуатация была омрачена чередой серьезных инцидентов:
В октябре 2018 года уникальный плавучий док ПД-50, где находился авианосец, затонул из-за отключения электроэнергии. Падающий кран пробил палубу корабля. В декабре 2019 года на борту вспыхнул масштабный пожар, унесший жизни двух человек и повредивший около 500 кв. м площадей.
Эти аварии, наложившиеся на изначально сложный и дорогостоящий процесс модернизации (планировалось обновить энергетическую установку, радиоэлектронное вооружение, авиационно-технические средства), привели к многократному удорожанию проекта и постоянному срыву сроков сдачи. Последний перенос даты возвращения флоту — на 2024 год — также не был выполнен.
Позицию сторонников утилизации четко озвучил бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц:
«Авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Это уходящая эпоха. Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных комплексов и беспилотной авиации»
Эксперты, разделяющие эту точку зрения, указывают на колоссальную стоимость не только постройки, но и содержания авианосных групп, их уязвимость перед современными гиперзвуковыми противокорабельными ракетами и подводными лодками, а также на смещение акцента в военно-морской стратегии в сторону беспилотных систем.
Однако окончательное решение еще не принято. Отказ от «Кузнецова» станет символическим завершением эпохи отечественного авианосного флота и признанием невозможности поддержания столь сложных проектов в условиях санкционного давления и технологических ограничений. Сторонники сохранения корабля подчеркивают его значение как флагмана ВМФ, учебной платформы для палубной авиации и носителя престижа.
Если вердикт будет в пользу утилизации, некогда грозный флагман, способный нести до 50 летательных аппаратов (истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ, вертолеты Ка-27, Ка-29, Ка-52К, Ка-31), отправится на разборку, а Россия останется без авианесущих кораблей.