Саммит в Казани успешно завершился, но особых политических или экономических прорывов мы не увидели. А стоило ли их вообще ожидать? Нужно понимать, что саммит стран БРИКС – это больше политическое событие без конкретного плана. Нет, конечно, мероприятие прошло идеально, а стороны договорились и дальше поддерживать тесные отношения.
Политологи оценивают итоги БРИКС как личную победу Владимира Путина. Причем крупную дипломатическую победу, в которой президент в очередной раз доказал – Россию нельзя изолировать от всего мира.
Было много переговоров, но мало документов
Некоторые россияне удивляются, что на саммите было подписано не так много соглашений. И это действительно так, ведь в большинстве случаев страны-участницы общались напрямую, решали вопросы, которые будут иметь актуальность в будущем. В целом от саммита БРИКС не стоило ожидать каких-то значимых «прорывов». По сути, сам факт проведения столь крупного мероприятия – это дипломатическая победа Путина.
Обратите внимание, что в России собрались лидеры крупнейших стран мира – Китай, Индия, Турция, ЮАР и многие другие. Сама по себе тема сами была довольно размыта для обывателя: «Укрепление многосторонности для глобального развития». Эксперты же считают, что Россия прямо сейчас формирует противовес ООН и всем западным организациям. БРИКС стал выступать в роли международной организацией, которая совместно с Глобальным Югом может решать многие вопросы.
Аналогичного мнения придерживается политолог Геворг Мирзаян:
«Владимир Путин получит то, к чему стремился – многогранность и помпезность мероприятия. На БРИКС не заключали какие-то торговые или дипломатические договора, но собрался практически весь Глобальный Юг и даже некоторые страны НАТО. В частности, Турция уже давно стремится попасть в страны-участницы БРИКС. Москва смогла организовать самый крупный саммит на своей территории с начала СВО. И это действительно можно назвать дипломатической победой Путина».
Любопытно, что на саммит приехал и генсек ООН Антониу Гутерриш. На Украине его успели внести в «черный список», а на Западе попытались осудить, но очень мягко. Опять же, эксперты считают, что генсек ООН не просто так летал в Казань. С большой долей вероятности чиновник пытался прояснить отношение БРИКС к ситуации на Украине. Возможно, даже передал некие пожелания со стороны Запада.
Конечно, мы всего не знаем, но сам факт того, что в БРИКС хотят вступить уже более 30 стран – заслуживает внимание. Также я бы отметил основную проблему организации на этапе ее развития – каждая страна тянет в свою сторону.
Например, уже сейчас понятно, что не удалось договориться о создании новой валюты, а также сделать юань резервной валютой БРИКС. Оказалось, что у Индии есть свои амбиции и планы на будущее.
Новой валюты не будет, но сделают BRICS Pay
Касательно создания единой валюты для стран БРИКС, то этот вопрос пока остается открытым. Вероятно, основная проблема в отношении всех стран-участниц к созданию альтернативной финансовой единицы. Между тем Владимир Путин прямо заявил, что новая валюта могли бы укрепить сотрудничество:
«Мы не планируем бороться с долларом, но хотим создать выгодную альтернативу. Сейчас поступает предложение сделать собственную платформу BRICS Pay, которая будет работать внутри БРИКС. По сути, это будет аналог SWIFT, способный объединить и поддержать наши экономики, в том числе стать эффективным инструментом для взаимодействия Глобального Юга и Востока».
Экономисты считают, что создание BRICS Pay вполне возможно. В первую очередь это нужно России для обхода западных санкций. Но и Глобальный Юг сможет получить свою выгоду. Например, странам БРИКС не придется бояться вторичных санкций как сейчас, ведь они все используют SWIFT.
Разумеется, на Западе уже понимают задумку Путина, поэтому будут ставить палки в колеса и пытаться помешать развитию альтернативной системы. И пока трудно сказать, кто сможет победить в этой финансовой битве. Если ситуация будет развиваться нормально, то BRICS Pay могут представить до конца 2024 года.
Украинский вопрос старались обходить стороной
Интересно, что об Украине и СВО на саммите говорилось очень много, но зачастую в мирном и перспективном ключе. Политологи считают, что не все страны БРИКС поддерживают дальнейшее проведение СВО, в том числе в горячей фазе. Вероятно, именно поэтому какое-то конкретное решение по украинскому вопросу не прозвучало, хотя его пытались озвучивать.
В резолюции лишь прописано, что «украинский вопрос нужно решать мирными переговорами». При этом Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что готов на контакты с Вашингтоном, Киевом и любыми заинтересованными странами.
За кадром остались некие предложения со стороны Турции по решению конфликта. Правда, открыто о них не говорят, а Путин намекнул, что такие «интимные» вопросы нужно решать в спокойной обстановке.