Французские СМИ уверяют, что поскольку Павел Дуров является гражданином их страны (а французский паспорт Дуров получил в 2021 году), создатель Telegram не подлежит обмену или экстрадиции в Россию.
Дурова французские власти арестовали накануне — примерно в 21.00 по московскому времени в аэророту Ле Бурже (сначала была информации что самолет селдля дозаправки).
Взяли его, когда он выходил из своего бизнес-джета в сопровождении телохранителя и незнакомой девушки. Произошло все, как и следует «по демократическим канонам». Ведь основателя Telegram объявили в розыск аккурат перед приземлением в Париже, ровно в тот момент, когда он летел из Азербайджана.
Вот, кстати, его последнее фото, сделанное перед вылетом из Баку:
То, что он летел именно из Азербайджана — факт немаловоажный, но об этом — чуть позже.
Обвинения, которые ему могут вменять, действительные серьезные. И светит ему по ним 20 лет. Это — и терроризм, и мошенничество, и отмывание денег, и распространение педофильского контента. Сбыт наркотиков. Все эти обвинения связаны с тем, что утверждается, что его Telegram превратился в улей криминального контента.
Справедливости ради спрошу — а что, это разве не так?! Сколько раз наши власти приставали к Дурову с требованием передать им ключи шифрования для того, чтобы они могли устанавливать личности таких нарушителей закона. Дуров — ни в какую! Он у нас — за максимальную конфиденциальность, отсутствие элементов слежения и полную вседозволенность.
Предприниматель вообще неоднократно резко высказывался о спецслужбах разных стран, и утверждал, что отказывается работать с ними, а также выступал против слежки за обычными людьми.
В этом он, в частности, регулярно обвинял конкурента Telegram — мессенджер WhatsApp. «Держитесь подальше от WhatsApp — этот мессенджер уже 13 лет является инструментом слежки», — писал Дуров и добавлял, что сам удалил WhatsApp несколько лет назад.
За два года блокировок Telegram в нашей стране — с 2018 по 2020 год — Дуров так и не предоставил ключи шифрования, однако начал сотрудничать с властями по конкретным запросам о терроризме. Именно с этим СМИ и связали тот факт, что с мессенджера сняли ограничения.
Кстати, изначально конфликт наших спецслужб с Дуровым был связан как раз с Украиной. Дуров утверждал, что ФСБ требовала от руководства соцсети «ВКонтакте», гендиректором которой он тогда был, передать личную информацию организаторов групп Евромайдана, однако он отказался. После этого — в 2014 году — Дуров и покинул Россию.
Также отмечается, что Telegram — это мессенджер «номер один» для всевозмжных протестующих. Его использовали в таких местах, как Гонконг, Беларусь, Казахстан, и даже в Барселоне в свое время. В значительной степени это был инструмент оппозиции. Сейчас аудитория Telegram достигла 950 миллионов человек. а это более 10% всего населения Земли, включая стариков и младенцов.
Так что, если честно, удивляться особо не приходится произошедшему, и лично я не очень понимаю нынешние возгласы Такера Карлсона и прочих, в том числе большого количества наших деятелей, трубящих, что Запад лишает мир последнюю свободу слова.
Вот только некоторые.
Алексей Пушков, сенатор:
«Либеральная диктатура не терпит одиночек, претендующих на свободу и играющих не по её правилам. Илону Маску приготовиться».
Марат Баширов, профессор и политолог:
«Павлу Дурову предъявили столько обвинений, что он оказался самым главным злодеем в мире. А вовсе не ЦРУ и НАТО, и не политики и бизнесмены, которые развязали войны».
Джон Вароли, американский публицист и политолог:
«США ведут крестовый поход против свобод человека. И надо рассматривать задержание Дурова в рамках войны против свободы. США хотят брать всё под свой контроль: все СМИ, свободные платформы. Telegram — одна из крупных свободных платформ. И Белый дом решил завершить свободу Telegram. Выдумки по поводу терроризма, борьбы против наркотиков — это типичный список обвинений против людей, которые не хотят сотрудничать с иностранными спецслужбами».
Автор канала «Меркури»:
«За Дурова можно не переживать. Во-первых, он миллиардер, а это означает участие лучших адвокатов. Во-вторых, это Франция, где неспособны потенциальных террористов экстрадировать или задерживать, а могут просто «держать на контроле», образно выражаясь».
Алексей Мельников, член СПЧ:
«Франция — полицеское государство»
Такер Карлсон:
«Сегодня Павел Дуров во французской тюрьме. Он стал живым предостережением для каждого владельца платформы, который отказывается подвергать цензуре правду по требованию правительства. Тьма быстро опускается на бывший свободный мир».
Евгений Ревенко, депутат:
«Дуров создал независимую платформу, которая стала популярной во многих странах. Без цензуры и вмешательства извне. Запад ему этого не простил. Вот и все. Свобода?! Ее там не было и нет»
Какая свобода слова? Рассадник криминала и убийств! Им пользовались самые опасные преступники нашего времени! Напомню, если кто забыл, «Крокус» панировался именно через Telegram.
Другое дело, почему это произошло именно сейчас? И говорят, что судебный процесс уже может стать основанием для введения санкций ЕС против Telegram.
Тут же вспомнили апрельское интервью Дурова тому же Такеру Карлсону, где он делился случаями взаимодействия с ФБР. Дуров отметил, что американские спецслужбы проявляли нездоровый интерес к его деятельности и пытались установить контроль над Telegram. Дуров акцентировал внимание, что иностранные силовики знали, что он переехал в ОАЭ из России, и они прямо заявляли, что хотели узнать детали о его взаимодействии с русскими спецслужбами.
Местные СМИ сообщают, что Дуров был объявлен персоной нон грата во Франции и знал об этом, стараясь не посещать государства Европы и страны, в которых Telegram находится под наблюдением. Чаще всего он путешествовал по странам бывшего СССР, Южной Америке и летал в Арабские Эмираты, где находится центральный офис Telegram.
Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов написал:
«Некоторые наивные люди до сих пор не понимают, что, если они играют более или менее заметную роль в международном информационном пространстве, для них небезопасно посещать страны, которые движутся ко все более тоталитарному общественному устройству»
Посольство России в Париже потребовало от французских властей обеспечить консульский доступ к задержанному Дурову, а также соблюдать его права. При этом там добавили, что Франция уклоняется от взаимодействия с РФ по этому вопросу.
Уже на следующий день выяснилось, что Дуров сел на своем джете в Париже вовсе не на дозаправку. По сообщениям SHOT, там у него была запланирована важная встреча и он плировал провести в Париже минимум один день.
А теперь, собственно говоря, главное! Причем тут Азербайджан, Путин, Россия, СВО и почему именно сейчас?
«Канала Визионера» пишет:
«Связь с визитом Дурова в Баку на встречу с Путиным — налицо».
То, что между президентом России Владимиром Путиным и Павлом Дуровым могла состояться «тайная встреча», так как они в одно время находились в Баку, эксперты предполагали и ранее. Однако сообщалось, что Путин отказался тогда от этой встречи. Теперь появился вопрос — а отказался ли?
Авторы канала «НZГ»:
«Арест Дурова напрямую связан с его визитом в Баку и возможной встречей с Путиным. Это стало финальной точкой для западных стран. Дуров может получить 25 лет заключения, если не пойдёт на сотрудничество с французскими властями. Судьба Telegram неопределённая. Французские власти хотят понять — насколько было глубоким сотрудничество Дурова с Кремлём и преступными группировками. Для Telegram наступают плохие времена».
Авторы канала «Образ будущего» и вовсе высказывают версию, что именно на вероятной встрече Дурова с президентом России глава Telegram и «был предупреждён о возможных действиях Франции. Но не поверил«.
История с задержанием Дурова крайне важна для России с точки зрения военной безопасности, и многие теперь в этом аресте видят критическую угрозу. Депутат Мосгордумы Андрей Медведев заявил, что вся эта ситуация могла и не вызвать практически никакого резонанса в нашей стране, если бы не одно «но». Он назвал Telegram главным мессенджером военных действий. «Это альтернатива закрытой военной связи. Вероятно, с сегодняшнего дня вопрос создания военного мессенджера для нашей армии становится жизненно важным».
Ведь не секрет, что ВСУ на линии фронта имет преимущество перед российским войсками и в связи, и в РЭБ, и в определении местоположения. И все — благодаря западным технологиям, спутникам и, прежде всего, Starlink.
Наш главный ответ на это — именно Телеграм. Тот самый, который совсем недавно депутат Госдумы генерал Картаполов вместе с телефонами хотел запретить для всей бойцов СВО, что вызвало такой гнев в армии и у военкоров.
Схожую точку зрения высказал и военный обозреватель Влад Шлепченко. По его словам, арест Дурова — это спецоперация по захвату контроля над стратегически важной системы связи. «Это прямая угроза нашей военной безопасности».
Для России Telegram «имеет критически важное значение как средство военной связи», поскольку «в закрытых чатах наши военные обмениваются информацией, наводят огонь артиллерии, координируют работу эвакуационных групп». Он также отметил, что «через боты обратной связи ведётся вербовка повстанцев, сбор информации от агентуры с украинской стороны фронта».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что посольство России в Париже включилось в работу по этому вопросу. Было и предположение, что Дурова захотят поменять на француза-иноагента, который был задержан ранее русскими спецслужбами.
А военный обозреватель и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко даже назвал имя, на кого французы могут поментять Дурова.
Коротченко написал в Телеграм-канале:
«Теоретически Москва может обменять арестованного у нас французского разведчика [давайте называть вещи своим именем] Лорана Винатье на Павла Дурова — и дать основателю Телеграм свободу. Будет очень сильный ход!»
Есть предположение, что Винатье — это и есть одна из причин задержания Дурова, поскольку об освобождении французского шпиона говорилось много со стороны СМИ и властей Франции.
Винатье был задержан в июне — по версии следствия, он собирал сведения о военной деятельности России в ходе общения с экспертами и государственными служащими. Свою вину француз признал.
Ждем решения. Виантье на Дурова. Или не надо?..