В середине 2010-х годов академик РАН Сергей Глазьев выступил с инициативой запуска и активного развития цифровых валют. Преимущественно речь шла, разумеется, о цифровом рубле. Преимущества данного инструменты были очевидны ещё тогда. Особенно выделю два из них: реальная возможность борьбы с коррупцией и возможность целевой эмиссии под инвестиционные проекты.
В 2020 году Центробанк наконец-то задумался о создании цифрового рубля. До тестирования дело дошло лишь спустя 3 года. В это же время в Китае цифровой юань уже давно не тестируется, а становится все более популярной формой денежного обращения.
Правда, здесь имеется один забавный момент. В ведомстве Набиуллиной не могут адекватно объяснить, зачем нам нужен цифровой рубль. Говорят что-то невнятное про «третью форму денег», которой при желании может пользоваться любой гражданин. В общем, когда многие слышат такую аргументацию, то искренне не понимает, для чего нужен «переход на цифру».
На самом деле цифровой рубль имеет, действительно, большие преимущества. Два главных я обозначил выше. Основная суть заключается в том, что данной форме денег можно задать целевые функции непосредственно при эмиссии. То есть, определить, на что может быть потрачен цифровой рубль, а какую операцию будет невозможно произвести даже сугубо с технической точки зрения.
Несколько подробнее распишу два вышеназванных направление.
Первое — борьба с коррупцией. При распределении бюджетных потоков, состоящих из цифровых рублей, финансовые ресурсы будет невозможно увести в сторону, потратив их на другие цели. Грубо говоря, если выделяются деньги на строительство дорог, то они могут быть потрачены только на это. А при заключении соответствующих подрядов будет также видно, завышена ли стоимость тендера или нет. В цифровой системе будет автоматически проходить анализ финансовых потоков и в случае выявления нарушений соответствующие операции либо будут заблокированы, либо высветятся как подозрительные (например, при завышении цены).
Конечно нельзя сказать, что это полностью искоренит коррупционную составляющую. Всё же, русскому народу таланта не занимать и наверняка какие-либо способы будут изобретены. Однако объем коррупции снизится в разы. Как и контроль над ней. Цифровой рубль существенно усложнит жизнь непорядочным чиновник. В целом, коррупция присутствует абсолютно во всех странах, начиная от США, заканчивая Китаем. В первом случае коррупцию решили легализовать, во втором — ввести смертную казнь. Не помогло ни одно, ни другое. Полностью искоренить коррупцию невозможно, основной вопрос заключается в объемах.
Вторая важная функция цифрового рубля — целевая эмиссия. Центробанк постоянно нас пугает ростом инфляции в случае так называемого «печатания» денег. Речь ни о каком «печатании», то есть «вертолетных деньгах», которые ничем не обеспечены, не идет. Целевая эмиссия под вложения в экономическое развитие является лучшим рецептом для борьбы с инфляцией. Ведь в случае запуска новых производств растет количество выпускаемых товаров и услуг, которыми насыщается рынок. Чем больше предложение — тем ниже риски роста цен.
В случае с фиатными деньгами ещё с натяжкой можно было бы принять аргументы ЦБ, что эти ресурсы уйдут «налево». То есть, перетекут в финансовый рынок, что разгонит инфляцию. Однако здесь вопрос в объемах. Например, в прошлом году ведомство Набиуллиной напечатало для правительства 1,2 трлн рублей взамен замороженных средств ФНБ, которые пошли на инвестиций. Никакой проблемы в этом не оказалось.
При использовании цифрового рубля даже притянутые за уши аргументы перестают быть актуальными. Целевая эмиссия под конкретные проекты развития — отличный инструмент наращивания инвестиций. А нам необходимо поднять их уровень с нынешних 22% к ВВП до, минимум, 30%.
В Центробанке это не понимают, а скорее всего, не хотят понимать. Зато по первой части есть хорошие подвижки. Так глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что со следующего года цифровой рубль будет использоваться в отдельных видах бюджетных расходов. То есть, начинается тестирование под казначейские цели. Соответственно, возрастет и эффективность бюджетных трат.
Главное в этом вопрос — не затягивать и не продлевать вечно эксперимент. Протестировали — собрали результат — перешли к полноценному использованию. Сейчас Россия не является отстающей страной в использовании цифровых валют. Наоборот, мы занимаем пока что одну из лидирующих позиций, хоть и уступаем серьезно тому же Китаю. Важно не растерять преимущество перед другими странами, а извлечь максимальную пользу от активного использования цифрового рубля. А её очень много.