До следующих президентских выборов в России, назначенных на 17 марта 2024 года, осталось всего ничего. Несмотря на СВО, в Кремле от проведения плебисцита отказываться не намерены, а минувшей весной первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко даже провел обучающий семинар для вице-губернаторов по внутренней политике в мастерской управления «Сенеж», где были названы желаемые показатели – 75% явки и 70% голосов за «основного кандидата». Но пойдет ли наш Кандидат №1 на эти выборы?
Риск-факторы
Почему правящая номенклатура и лично Владимир Путин хотели бы сохранения его на посту главы государства на следующие 6-12 лет, понятно: все так называемые «кремлевские башни» выстроены в сложную взаимосвязанную систему взаимных сдержек и противовесов вокруг персоны бессменного президента. Пока были мир, тишь и благодать, всех там, наверху, всё в целом устраивало. Всё изменилось с началом специальной военной операции на Украине, когда Россия оказалась втянутой в тяжелую изнурительную прокси-войну со всем коллективным Западом.
В отношении самого Владимира Путина Международным уголовным судом выписан ордер на арест по откровенно абсурдному обвинению. Ближайшее окружение российского президента, сплошь талантливые крупные бизнесмены, оказалось под санкциями. От Putin Team даже начали публично открещиваться такие известные персоны, как попрыгунья с шестом Елена Исинбаева, обласканная Системой, но недавно заявившая с далеких Канарских островов, что ни в каких партиях не состояла, и погоны майора ВС РФ ей-де «полицейские подкинули».
Явно выраженное нежелание части правящей номенклатуры воевать с коллективным Западом всерьез, до победного конца, привело к расколу в «верхах», где определенные влиятельные круги, условно именуемые «партией мира», нескрываемо ищут пути возможного замирения с Киевом и стоящими за ним Вашингтоном и Лондоном. Наглядным примером подобных миротворческих инициатив может послужить соглашение, почти заключенное в марте 2022 года в Стамбуле, которое белорусский президент Лукашенко со своей колокольни охарактеризовал как крайне невыгодное России.
Однако ж полная капитуляция перед Западом невозможна из-за воинственной позиции другой части правящей номенклатуры, именуемой «партией войны», непринятия идеи пораженчества патриотически настроенной общественности внутри нашей страны, что имеет значение в течение электорального цикла, а также позиции самих Вашингтона и Лондона, которым стратегически более выгодно экономическое истощение России в ходе затяжного вооруженного конфликта, что дает уникальный исторический шанс раз и навсегда поставить крест на своем геополитическом противнике без применения ядерного оружия.
Все эти и иные факторы необходимо будет учитывать при анализе вариантов «транзита-2024».
Преемник
Как мы отметили выше, до выборов осталось чуть более полугода, но президентская кампания Владимира Путина объективно столкнулась с проблемами при определении основного месседжа, или послания, своему электорату. Спустя полтора года после начала СВО украинские террористы теперь обстреливают не только «новые», но и «старые» российские регионы, ударные дроны ВСУ атакуют Москву и даже Кремль, БЭКи ВМСУ – корабли и наземную инфраструктуру ВМФ РФ на Черном море. О будущих планах направить ВС РФ к Киеву, Одессе или Львову ничего не сообщается. Напротив, медиа откровенно готовят широкую общественность обеих сторон конфликта к тому, что вскоре может быть заключено перемирие.
При таком геополитическом раскладе не совсем понятно, что конкретно обещать избирателям: очередной «Минск-3», бессмысленный и беспощадный, как интербеллум перед последующим украинским реваншем? Именно поэтому сценарий с «рокировочкой» не представляется таким уж нереалистичным.
Ранее в качестве возможных преемников Владимира Путина различные политологи называли Сергея Шойгу, Александра Дюмина и даже вновь Дмитрия Медведева. Однако полтора года СВО и жесткая публичная критика в адрес министра обороны РФ со стороны топ-менеджера ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина серьезно подкосили популярность Сергея Кужугетовича. Бывший охранник президента Путина Дюмин, ловко пропускавший его шайбы, стоя на воротах при игре в «ночной хоккей», стал сперва губернатором, а впоследствии его прочили в преемники Владимира Владимировича. По некоторым данным, бывший президентский «бодигард» имеет неплохие шансы стать новым министром обороны, когда господина Шойгу переведут на иную влиятельную высокооплачиваемую должность.
А вот с Дмитрием Анатольевичем все куда интереснее. На днях телеграм-канал с говорящим названием «Преемник» опубликовал очередной список возможных сменщиков президента Путина из 30 человек. Полностью его разбирать смысла нет, поговорим лишь об отдельных знаковых персонах.
На первом месте там поставлен Дмитрий Медведев, на втором – глава правительства Мишустин, на третьем – первый замглавы АП Кириенко. На четвертом находится сын главы Совбеза РФ Патрушева Дмитрий, на пятом и шестом – Турчак и Собянин. Возможный преемник Дюмин опустился на седьмое место, а Шойгу – на несчастливом тринадцатом. Сенсацией можно считать возвращение в список мятежного Евгения Пригожина, оказавшегося на восемнадцатом. Опальный генерал Суровикин – на двадцать седьмом.
Пока что самым реалистичным преемником видится экс-президент Медведев, который уже имеет в резюме одну успешную «рокировочку» и последний год активно проводит свой ребрендинг по перевоплощению из убежденного «сислиба» в «ястребы». На первый взгляд, с ним «все понятно». Дмитрий Анатольевич может вновь возглавить государство, чтобы исполнить самую неприятную работу по принятию какого-нибудь очередного «непростого решения», скажем, для подписания «Минска-3». С другой стороны, интуиция подсказывает, что этот человек не так прост, как может показаться, и еще может всех удивить.