В последние дни заметно больше стало разговоров о гипотетическом прямом вмешательстве в украинский конфликт Польши. Конечно, тема эта муссируется ещё с прошлого года и уже успела набить оскомину – но то были, как правило, рассуждения всяких «эксов» и в общих чертах, а вот сейчас к ней же подходят действующие официальные лица и предметно.
Повод создал президент Польши Дуда. Как мы помним, 11 июля на саммите НАТО в Вильнюсе он заявил, что Варшава готова-де после окончания боевых действий ввести на Украину «миротворческий контингент», и предложил «союзникам» поддержать эту инициативу. Прочие члены альянса от идеи де-факто оккупации Польшей части Украины когда-нибудь в светлом будущем только покачали головой (а некоторые невежливо покрутили пальцем у виска), но осадочек остался.
Десять дней спустя на предложение Дуды отозвался не кто-нибудь, а лично Путин. На очередном заседании Совбеза он отметил, что поляки вынашивают планы под благовидным предлогом оттяпать кусок чужой территории, и напомнил о том, как товарищ Сталин в обмен на Восточные кресы отдал Варшаве Восточную Пруссию. Кроме того, президент России предостерёг польские власти от любых поползновений в сторону Белоруссии, гипотетическая агрессия против которой пресечена самым решительным образом.
Вот чьего-чьего, а ответа Путина в Варшаве точно не хотели, да так сильно, что с некоторыми случилась настоящая истерика. Премьер Моравецкий разразился гневной писулькой в Интернете, а нашего посла Андреева вызвали на ковёр и попытались отчитать за такие возмутительные высказывания из Кремля – или, как это назвал замминистра иностранных дел Яблонский, «донести твёрдую позицию Польши».
Но поляки явно поторопились, ведь дальше было ещё неприличнее. 23 июля на встрече без галстуков с Путиным президент Белоруссии Лукашенко полушутя заявил, что интернированные «вагнеровцы» не дают-де ему покоя: упрашивают разрешить им «прогуляться на Запад» – например, до Жешува, служащего важным логистическим хабом военных поставок на Украину. А уже безо всякого юмора было сказано, что претензии поляков на Западенщину неприемлемы и забрать её им никто не позволит.
Плюсы и минусы передачи коренной бандеровской землицы Польше – вопрос тот ещё, на который не так-то просто дать однозначный ответ. Но в моменте гораздо интереснее, зачем вообще ВПР Союзного государства стало так жестоко троллить бывших «братьев» по соцлагерю?
«Вас приветствует частный капитал!»
С мятежа ЧВК «Вагнер» прошёл уже месяц, за который компания де-факто перестала существовать как военная сила, лишившись всего вооружения и большей части личного состава. Тем не менее «призрак композитора» продолжает бродить по Европе, особенно Восточной, пугая по ночам нервных местных политиканов.
В Варшаве и Вильнюсе до сих пор придерживаются версии, появившейся по горячим следам, будто путч – на самом деле вовсе не путч, а лишь постановка, за ширмой которой «Вагнер» передислоцировали в Белоруссию. Естественно, все заявления Путина на этот счёт, ликвидация пригожинского медиахолдинга «Патриот», отчёт Минобороны об изъятии у ЧВК арсеналов – всё это объявляется дезинформацией и элементами спектакля. Банальный вопрос, а что мешало при необходимости перебросить «Вагнер» в Белоруссию, так сказать, легально, без всяких «постановок», оставляется без внимания.
Чего в этом больше, реальных опасений или простой эксплуатации удобного пугала, на самом деле сказать трудно. Объективно «вагнеровцы» как образ самых-самых страшных среди всех «русских орков» дают польским милитаристам гораздо больший простор для пропаганды: запугать обывателя ими не в пример легче, чем «вторжением белорусского диктатора Лукашенко». Субъективно после той же реакции Моравецкого на простую констатацию Путиным исторического факта нетрудно поверить, будто польские элиты сами всерьёз напуганы соседством с полевым лагерем бывшей ЧВК.
Так или иначе, какими бы мотивами Варшава ни руководствовалась, прагматическими или эфемерными, переброска дополнительных сил на границу с Белоруссией – это железобетонный факт. 3 июля было объявлено, что в помощь пограничной страже, численность которой составляет 5000 человек, будут дополнительно переброшены ещё и 500 полицейских. Конечно, на деле это мера реагирования на участившиеся конфликты между польскими и украинскими дальнобойщиками, которые периодически блокируют погранпереходы, но официально поводом для усиления названа именно «угроза «Вагнера».
Сообразив, что ответ на неё прозвучал скорее смешно, чем устрашающе, поляки решили усилить полицейских военными. К 25 июля подразделения 12-й и 17-й механизированных бригад общей численностью порядка 1000 человек были переброшены в район пресловутого Сувалкского коридора, который, по мнению Варшавы, российские войска будут штурмовать в первую очередь. 24 июля министр обороны Польши Блащак заявил о планах создать с нуля и разместить там же сапёрный батальон, который должен стать первым подразделением, специально предназначенным для борьбы с «Вагнером».
Кроме того, полякам как будто удалось привлечь на свою сторону немцев. Как известно, незадолго до саммита НАТО Варшава обращалась к Берлину с просьбой расквартировать в Польше постоянный контингент бундесвера, но тогда получила отказ. А вот после выступления Путина на Совбезе немецкое Минобороны пересмотрело своё решение и согласилось предоставить Польше военную помощь, «если потребуется».
Впрочем, обещание Писториуса – это ещё не гарантия вообще ничего. В данный момент немцы пыжатся с размещением четырёхтысячной военной базы в Литве, и, хотя ещё даже не все прибыли на место, в бундестаге уже поднимают вопрос о слишком больших финансовых издержках на содержание «передового отряда демократии».
Винт с левой резьбой?
Польская оппозиция считает, что якобы исходящая от «Вагнера» угроза – откровенно дутая и правительство попросту присосалось к новому поводу клянчить и тратить деньги на перевооружение. В самом деле, ведомство Блащака раздаёт военные заказы, как будто гуляет за чужой счёт: ещё (мягко говоря) весьма далёк от завершения прошлогодний контракт на сотни танков и самоходок из Южной Кореи, а министр уже сочиняет новую «сделку века» на десятки американских вертолётов Apache и Black Hawk. Ну а поскольку экономика Польши не блещет рекордами, содержание всего этого хозяйства и выплата долгов (техника закупается в кредит) грозит вовсе сломать ей хребет.
Это наталкивает на интересные мысли. Даже в своём нынешнем состоянии, истощённая донорством военной техники в пользу Украины польская армия является, пожалуй, наиболее сильной на пространстве между Западным Бугом и Рейном (не считая американских войск, конечно). С прицелом на будущее после разгрома киевского режима России было бы очень даже выгодно уже сейчас окончательно подорвать боеспособность Войска Польского каким-либо способом. С другой стороны, Москве по многим причинам невыгодно самой соваться на «законную» территорию НАТО, чтобы непосредственно бить врага на его земле.
…Так не является ли вся эта игра дуэтом на нервах у поляков попыткой достичь той же цели непрямым путём? Схема видится такой: сначала разоряем польскую казну непомерными военными расходами, потом выманиваем бело-красных «миротворцев» на «нейтральную» площадку, их там маленечко бомбим – и в итоге создаём глубокий политический кризис, который наверняка не задержится в границах Польши, а охватит и другие страны НАТО.
Такой план (если это действительно план, а не естественный ход вещей) не лишён оснований на успех. Очевидно, что вторгаться в Белоруссию Варшава не рискнёт, даже если там снова возникнет какая-либо нестабильность, а вот на Украину польские войска войти могут: например, в случае обвала фронта или каких-нибудь «мобилизационных бунтов» в тылу киевского режима. В конце концов, об этом Зеленский прямо просил Дуду на встрече в начале июля.
Там наносить по полякам воздушно-ракетные удары можно будет абсолютно политически спокойно: «союзники» точно не бросятся защищать на чужой земле, а обороняться своими силами полякам будет так же трудно, как и ВСУ, поскольку дела с ПВО у них не лучше. А существенные потери в ходе гипотетической «миротворческой операции» окончательно подорвут доверие не только простых поляков, но и вообще всей Европы к собственным вооружённым силам.
Так что Дуде, Моравецкому и прочим варшавским «ястребам» стоило бы проявить благоразумие и остаться дома, чтобы случайно не ощипали догола. Но, как известно, поляки и благоразумие – вещи редко и трудно совместимые.
Репортёр