Путин подписал закон о новых пенсионных нормах по выплатам пенсий пенсионерам с 1 марта 2023 года
Стало известно, каких пенсионеров ждет дополнительная индексация: названа дата нового повышения пенсий в 2023 году
Пенсионерам рассказали о дополнительной индексации пенсий, которую решили произвести уже в ближайшее время в 2023 году
Пенсионерам рассказали о дополнительной индексации выплат, которую решили произвести уже в ближайшее время.
Получить прибавку к своим социальным выплатам смогут разные категории пожилых граждан.
А решения принимаются как на уровне регионов, так и на общероссийском.
По его словам, дополнительную индексацию в ближайшее время получат многие пенсионеры на региональном уровне. Общероссийская индексация была начислена большинству пожилых граждан еще в январе, когда увеличивались страховые пенсии.
Размер доплаты составил тогда 4,8 процента, а в целом по итогам года пенсии выросли более чем на 15 процентов с учетом внеплановой июньской индексацией.
Сейчас же дополнительные деньги будут получать пенсионеры, которым назначены различные социальные выплаты. Такие деньги перечисляются пожилым гражданам на местном уровне, а размеры выплат зависят от каждого конкретного региона.
«Мы еще в январе видели, что многие регионы повысили для таких пенсионеров выплаты, которые перечисляются им ежемесячно отдельно от пенсии. Речь идет о пенсионерах из числа ветеранов труда, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий, а также реабилитированных лиц.
Например, в Москве эти граждане получили индексацию на 10 процентов, тем же ветеранам труда начали доплачивать по 1264 рубля в месяц», – рассказал эксперт.
Однако некоторые регионы вводят дополнительную индексацию для пенсионеров с опозданием. Например, отличилась в этом плане Калужская область.
«Местные депутаты только сейчас приняли документ, по которому выплаты льготникам будут проиндексированы на 5,5 процента. Индексация будет назначена с 1 февраля, то есть задним числом, но дополнительные деньги пенсионеры начнут получать только в ближайшее время», – добавил эксперт.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий, что с 1 марта в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР, ЛНР), Запорожской и Херсонской областях будут выплачивать пенсии и дополнительное социальное обеспечение по российским нормам. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Новые правила касаются граждан, постоянно проживавших в этих регионах на момент их принятия в состав РФ, а также приехавших в страну с указанных территорий ранее.
Пенсии будут начисляться в заявительном порядке, а необходимые для назначения таких выплат документы на украинском языке будут принимать без перевода. Для граждан, обратившихся с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года, пенсия будет назначаться с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Если после перерасчета размер российской пенсии окажется меньше выплат, которые гражданин получал ранее, то к такой пенсии установят доплату в размере соответствующей разницы.
В числе прочего закон устанавливает, что процесс перехода в новых регионах к общероссийским параметрам пенсионного возраста продлится до 31 декабря 2027 года. Как ранее поясняли в Минтруде РФ, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях не было единого пенсионного законодательства, основания для выхода на пенсию также разнились, в том числе и основания для получения досрочной пенсии, поэтому потребовался переходный период. Таким образом, до конца 2027 года у тех жителей новых субъектов РФ, кто получал пенсию, но не подпадает под российский пенсионный возраст, сохранится право на региональные выплаты. Изначально переходный период планировался до конца 2032 года, но во втором чтении законопроекта норма была скорректирована.
В целом закон определяет особенности установления, пересмотра и выплаты пенсий и иных выплат, особенности исчисления размера пенсии, порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и размера заработной платы. Так, предусматривается, что граждане смогут подтвердить стаж и размер зарплаты документами от работодателей или госорганов. Если же таких документов нет, стаж и размер дохода будут определять специальные межведомственные комиссии в новых регионах.
Отдельные статьи закона касаются регистрации граждан в системе персонифицированного учета и предоставления сведений для этого.
Жители новых регионов России смогут обратиться за назначением пенсий до 2024 года
Жители новых регионов РФ смогут обратиться за назначением пенсий в срок с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года. Размер выплат будет пересчитан в соответствии с российским законодательством и при необходимости будет установлена доплата, говорится в проекте федерального закона.
Проект этого закона «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области», размещен на сайте Федерации независимых профсоюзов России. «Гражданам будет дано время, когда они могут обратиться за назначением пенсий.
Это срок в период с 1 марта [2023 года] по 29 февраля 2024 года включительно. В этом случае пенсия будет назначена с 1 марта 2023 года, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее», — говорится в пояснительной записке к документу. В документе также отмечается, что с 1 марта 2023 года размеры пенсий и ежемесячных пенсионных выплат будут пересчитаны, а при первичном обращении за пенсией устанавливаться и выплачиваться согласно российскому законодательству.
В случае, если после перерасчета выплата не достигнет размера, «выплачиваемого на день, предшествующий дню такого перерасчета», то к пенсии установят доплату. Она будет определяться как разница между старой и новой выплатой. Согласно материалам, перерасчет коснется около 1,73 млн человек.
«При этом важно, что ущемления пенсионных прав граждан не произойдет. Стаж и среднемесячная заработная плата за периоды, имевшие место на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, будут подтверждаться документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами», — говорится в пояснительной записке.
Отмечается, что если у гражданина отсутствует возможность подтвердить периоды работы на указанных территориях или размер заработка за такие периоды работы, то они могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав граждан.
О законопроекте Законопроект, разработанный Минтрудом РФ, предусматривает установление особенностей реализации права на пенсионное обеспечение и дополнительное социальное обеспечение граждан РФ, проживавших на этих территориях по состоянию на 30 сентября 2022 года, или постоянно проживавших и выехавших из указанных территорий в РФ. В документе определен порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсий в новых регионах РФ при переходе на российское законодательство.
Также определены порядок исчисления трудового стажа при установлении страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, особенности исчисления размера страховой пенсии, установления дополнительного соцобеспечения, регистрации в системе индивидуального учета и представления соответствующих сведений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об особенностях пенсионного
и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области»
Проект федерального закона подготовлен в соответствии с частями 1, 2 статей 14 Федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г.
№ 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики»,
№ 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области
и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области».
Проект федерального закона устанавливает особый порядок реализации прав граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 г. на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г. включительно, на территориях Херсонской области, Запорожской области в период с 24 февраля 2022 г. по 29 сентября 2022 г. включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создает условия для организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с проектом федерального закона с 1 марта 2023 года пенсии указанным гражданам будут устанавливаться и выплачиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданам, которым по состоянию на указанную дату пенсии, ежемесячные пенсионные выплаты установлены и выплачиваются в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, при возникновении права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется право обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты.
В случае, если при перерасчете размера пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты размер пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (для отдельных категорий граждан, имеющих право
на одновременное получение различных пенсий в соответствии
с законодательством Российской Федерации, — суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемого на день, предшествующий дню такого перерасчета, к пенсии устанавливается доплата.
Следует отметить, что при установлении одновременно двух и более пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации доплата устанавливается к страховой пенсии либо к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ).
Указанная доплата, установленная к страховой пенсии, подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном для индексации размера страховой пенсии. В случае, если доплата, установлена к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, она индексируется в порядке, предусмотренном статьей 25 Федерального закона № 166-ФЗ.
При обращении за назначением пенсий и иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года включительно пенсия и выплата будут назначены с 1 марта 2023 г., но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
При этом важно, что ущемления пенсионных прав граждан
не произойдет. Стаж и среднемесячная заработная плата за периоды, имевшие место на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, будут подтверждаться документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В случае, если у гражданина отсутствует возможность подтвердить периоды работы и размер заработка, имевшие место на указанных территориях, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав граждан.
Проект федерального закона содержит особые положения об оценке пенсионных прав застрахованных лиц за период с 1 января 2002 г.
по 31 декабря 2022 г. включительно. Предусматривается, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, из которой определяется расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года включительно, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года включительно, определяется исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 г., индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов, и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей. За периоды работы, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Запорожской области, Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно, — исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 г., индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
Указанные среднемесячные заработки определены с учетом величины средней заработной платы работников организаций в I квартале 2022 г.
по Ростовской области и Республики Крым, учитывая приграничные территории новых субъектов.
Для тех граждан, которые осуществляют деятельность по гражданско-правовым договорам, или являются самозанятыми, суммы страховых взносов будут рассчитываться исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установленной,
с 1 января 2022 г., фиксированного размера страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2022 год.
Дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное федеральными законами от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» назначается, гражданам, которым пенсия, по законодательству Российской Федерации, установлена с учетом положений предусмотренных проектом федерального закона. Дополнительное социальное обеспечение назначается на основании заявления пенсионера в соответствии со сроками, установленными указанными федеральными законами.
Размеры пенсий, установленных гражданам Российской Федерации,
в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления
в силу проекта федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями проекта федерального закона по заявлению пенсионера о перерасчете размера пенсии.
Кроме того, граждане Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства, не являющиеся получателями пенсии
по законодательству Российской Федерации, которые в период с 1 марта 2023 г. по 31 декабря 2032 г. включительно достигнут возраста, дающего право
на назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
по состоянию на 31 декабря 2022 г., при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.
Проектом федерального закона предусмотрена возможность осуществления выплаты пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, установленных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае передачи ему соответствующих полномочий на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Порядок выплаты пенсий, ежемесячных пенсионных выплат определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В целях обеспечения учета пенсионных прав граждан законопроектом предусмотрены особенности ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Открытие индивидуального лицевого счета застрахованного лица осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее — Федеральный закон № 27-ФЗ) на основании сведений, которые поступают, в том числе в течение десяти дней
от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, либо органа, предоставляющего государственные услуги, или органа, предоставляющего муниципальные услуги.
С 2023 года в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в составе единой формы сведений, которая включает в том числе сведения о начисленных страховых взносах
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ).
При этом в случае, если численность работающих застрахованных лиц,
за отчетный период превышает 10 человек, страхователь представляет единую форму сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Учитывая, что страхователям, осуществляющим свою деятельность
на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, необходимо время для обеспечения технической возможности исполнения указанных требований законопроектом предусмотрено, что в 2023 году:
страхователи (работодатели вне зависимости от численности работающих у них застрахованных лиц) вправе представлять
в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации единую форму сведений на бумажном носителе;
к страхователям (работодателям) не применяются финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и штрафы, предусмотренные статьей 26.30 Федерального № 125-ФЗ, а должностные лица не привлекаются к административной ответственности за нарушения порядка и сроков представления сведений (документов) для индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, в целях учета в лицевых счетах застрахованных лиц сведений обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности за отчетные периоды до 2023 года проектом федерального закона предусмотрена обязанность для страхователей (работодателей), осуществляющих свою деятельность на указанных территориях, представить в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации такие сведения в отношении всех работающих у них граждан не позднее 31 декабря 2026 г.
В такие же сроки сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности представляют в отношении себя граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.