Президент Джо Байден сказал, что США будут защищать Тайвань, если Китай нападет. Вероятно, что президент США Джо Байден совершил дипломатическую оплошность в здании CNN в прошлый четверг, когда заявил, что Вашингтон обязался встать на защиту Тайваня, если он подвергнется нападению со стороны Китая. Тем не менее, как и обыкновенные оплошности Байдена, в этом не обошлось без элемента преднамеренности. Он даже был настойчив. Действительно, в США продолжаются дебаты по этой теме, и Байден воспользовался этим.
Тем не менее, уже на следующий день Белый дом попытался отреагировать на комментарии Байдена, объяснив, что он «не объявлял об изменении политики, и мы не меняли нашу политику». Мы руководствуемся Законом об отношениях с Тайванем». Закон 1979-го года об отношениях с Тайванем обязывает США предоставлять Тайваню оружие для его самообороны, но не посылать американские войска для защиты Тайваня. И снова в пятницу министр обороны Ллойд Остин и официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс дали понять Пекину, что статус-кво не изменился, а Тайбэй предостерегли от провозглашения независимости.
Интересно, что в пятницу сенатор США Эдвард Марки, председатель Подкомитета по Восточной Азии сенатского комитета по международным отношениям, и сенатор Дэн Салливан представили двухпартийный закон под названием «Закон о действиях Тайваня в поддержку безопасности путем регулярных взаимодействий (Taiwan ASSURE)», который «инвестирует в меры по обеспечению стабильности, чтобы снизить риск конфликта в Тайваньском проливе, поддерживая диалог, чтобы уменьшить недопонимание и способствовать прозрачности».
Марки, ветеран парламента из Массачусетса, был тесно связан с Байденом и бывшим госсекретарем Джоном Керри и участвовал в консультации с Белым домом. Он сказал: — «Мы должны найти способы снизить напряженность и избежать просчетов в Тайваньском проливе. Этот закон будет вкладывать средства в меры по стабилизации кризисов в качестве важной части региональной стратегии безопасности Соединенных Штатов с целью предотвращения вооруженного конфликта. В соответствии с нашими обязательствами в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем Соединенные Штаты должны продолжать поддерживать значимое участие Тайваня в международном сообществе и помогать стране противостоять принуждению через пролив, принимая четкие меры для предотвращения конфликта в регионе».
Совершенно очевидно, что на ответственном уровне руководства США нет тех, кто любит непрерывную барабанную дробь подобно ястребам и неоконсерваторам. Как в администрации Байдена, так и в Конгрессе существует трезвое понимание того, что национальная безопасность США здесь не поставлена на карту, и ставить на карту судьбу человечества — чистое безумие. У Байдена больше опыта во внешней политике, чем у любого президента США в современной истории со времен Дуайта Эйзенхауэра.
Пекин решительно отреагировал на замечание Байдена, но только для того, чтобы внести ясность. Между тем, мог ли Байден быть в неведении относительно 20-летнего энергетического соглашения, подписанного на прошлой неделе между американским экспортером Venture Global LNG и китайским государственным нефтяным гигантом Sinopec о поставках в совокупности 4 миллионов тонн сжиженного природного газа ежегодно, и второй сделке с торговым подразделением Sinopec для поставки еще 1 миллиона тонн СПГ в течение трех лет? На прошлой неделе также появились сообщения о том, что китайский дистрибьютор ENN Natural Gas Co подписал 13-летнее соглашение о покупке СПГ у американского поставщика Cheniere Energy Inc, начиная с июля следующего года. Впервые за три года крупные сделки по СПГ были подписаны между китайскими и американскими компаниями.
Global Times написала, что сделки могут «заставить Китай и США нанести удар по возвращению к нормальным двусторонним отношениям». Из-за логистических затруднений и других факторов у США в настоящее время мало возможностей удовлетворить каскадный спрос Китая на природный газ. По прогнозам, в этом году Китай обгонит Японию как крупнейшего покупателя СПГ в мире. Безусловно, энергетическое сотрудничество с Китаем имеет решающее значение для экспорта природного газа США в долгосрочной перспективе. На азиатском рынке цены на энергоносители стремительно растут.
В настоящее время объем китайско-американской торговли вырос на 35,4% с января по сентябрь в долларовом выражении по сравнению с прошлым годом (экспорт США в Китай за этот период подскочил на 43,5%) и, как ожидается, превысит уровень в 630 миллиардов долларов до начала торговой войны.
Такой рост свидетельствует о взаимосвязанном характере двух крупнейших экономик мира и подчеркивает, что Китай и США углубляют экономические и торговые связи и возвращаются в нормальное русло с тех пор, как Байден пришел к власти. Вице-министр иностранных дел Китая Ле Ючэн сказал CGTN в интервью на прошлой неделе, что Китай и США являются «неразрывным сообществом общих интересов».
Тем не менее, главный вопрос все еще витает в воздухе: почему Байден показался агрессивным? Можно назвать три, а возможно, четыре причины. После Афганистана, будь то Украина и Черное море или расширение НАТО, администрация Байдена играет мускулами. Во-вторых, США недовольны тем, что, как никогда, их путь блокируется, поскольку другие продолжают испытывать их решимость. Посмотрите на наглость Северной Кореи. Похоже также, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) вот-вот рухнет, и все, что остается, — это «ощущение подвижки в переговорах», как написала Трита Парси, известный американский эксперт по Ирану, в то время как «переход к большему принуждению в рамках плана Б» чреват серьезными опасностями.
По иронии судьбы, когда Байден выступал в пятницу, появились новости о том, что китайско-российская совместная военно-морская флотилия демонстрирует «свободу навигации», сделав круг вокруг Японии и направившись к базе ВМС США в Йокосука, штаб-квартире Седьмого флота США. Это был ответ на провокационные шаги США в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море. Здесь можно усмотреть ироничное послание в адрес США и Японии, поскольку многие ключевые военные объекты расположены на восточной стороне Японии.
В заявлении Минобороны России говорится: — «Задачи совместного патрулирования заключались в демонстрации государственных флагов России и Китая, поддержании мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также защите объектов морской экономической деятельности обеих стран. Во время патрулирования группа военных кораблей впервые прошла через пролив Цугару в западную часть Тихого океана».
Байден полностью осознает, что Китай не намерен аннексировать Тайвань военными средствами, и его публичное выступление не изменит великой стратегии Пекина. С другой стороны, в тот момент, когда его политический капитал истощается, а рейтинг общественного одобрения резко падает, это выглядит хорошо и звучит решительно.
Реальность такова, что Байден начал свое президентство с амбициозной программы переделки экономики США, которую можно было сравнить с новым курсом Франклина Д. Рузвельта. Но увязший в переговорах и правилах Сената и справляясь с расколом внутри своей Демократической партии, Байден был вынужден подрезать паруса, и его самые амбициозные предложения были отклонены, некоторые из них — на неопределенный срок. Между тем, как отмечает Axios, «бывший президент Дональд Трамп заявляет, что он снова будет баллотироваться в 2024-м году. Трамп — сердце, душа и бесспорный лидер Республиканской партии, и он легко выиграет номинацию, если он захочет этого, безошибочно показывают опросы».
М.К. БХАДРАКУМАР