Закавказье занимает в румынской геополитике опосредованное место в связи с той значимостью, какое румынские стратеги придают Чёрному морю. Наряду с Дунаем и Днестром, Чёрное море рассматривается Бухарестом как конституирующий элемент национальной румынской идентичности, позволяющий говорить о румынах как о черноморской нации.
Румыны никогда не были народом-мореплавателем. Жёсткая привязка румынской нации и государства к Чёрному морю, вплоть до философского осмысления соседства румын с этим водоёмом, нужна Бухаресту для оправдания экспансионистской политики в этом направлении. Конечной целью является достижение Румынией долгосрочного регионального лидерства и закрепление за ней негласной функции срединного звена трёхчастной геополитической конструкции Анкара – Бухарест – Варшава.
Эта ось представляет собой антироссийский санитарный кордон от Балтики до Чёрного моря, северный и южный фланг которого замыкают Польша и Турция. На сегодняшний момент можно говорить о польско-румынском стратегическом партнёрстве в этом направлении. Турция проводит самостоятельную политику и не спешит становиться третьим в польско-румынском симбиозе.
Отказаться от экспансии вдоль черноморского вектора Бухарест не может, иначе румыны как народ превратятся в ментально сухопутную нацию. Румынии остро не хватает «талассократичности», т.е. морской составляющей в национальном сознании и осознании места румын и Румынии на карте мира. Бухарест боится погружения румын в «теллурократичность» (сухопутность), искони им свойственную, и потому стремится вывести румын “в море” хотя бы на уровне патриотических смыслов.
Контроль над Чёрным морем откроет румынам выход в Средиземное море, а оттуда – в Атлантику. В связи с этим румынские геополитики прошлого настаивали на необходимости для Румынии оказывать организационное влияние на политические процессы, происходящие на пространстве между Чёрным, Эгейским и Средиземным морем. Об этом, в частности писал Симион Мехединць (1869-1962) в статье «Румыния на краю континента. О проблемах румынской и европейской геополитики» (1914).
Закавказье рассматривается румынскими стратегами как перекрёстный пункт на пути из Чёрного моря к Каспию и, далее, в Среднюю Азию. За этим кроется пока явно не афишируемое желание Румынии превратиться в энергораспределительный узел Европейского Союза. Румынская нефтяная промышленность и транзитная система в состоянии не только обеспечить перевалку энергосырья из Средней Азии и Кавказа через Чёрное море в страны ЕС, но и обеспечить его переработку в продукты нефтехимии.
Этот план слишком амбициозен и многокомпонентен, чтобы его можно было легко реализовать. Бухарест пока загодя старается создать такой расклад сил в регионе, чтобы он приближал Румынию к данной мечте – при поддержке США наращивает свой военный потенциал, поддерживает политику коллективного Запада по вытеснению России из Черноморского региона, старается переключить внимание Вашингтона с Балтики и Ближнего Востока на Чёрное море и Кавказ и т.д.
Ключевыми объектами внимания Бухареста в Закавказье являются Грузия, Азербайджан и Армения. Первая – как союзник НАТО и ЕС, второй – как страна, богатая энергетическими ресурсами и заинтересованная в диверсификации маршрутов транзита газа и нефти за рубеж, третья – как наиболее пророссийское государство из этих трёх.
Укрепление российско-армянских связей Бухарест считает нежелательным, посредническую роль Москвы в разрешении вооружённых конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе – вмешательством во внутренние дела региональных держав. Бухарест стремится объединить тему присутствия российских миротворцев в Приднестровье и Нагорном Карабахе в единый пул, присовокупив к нему вопрос Крыма и Донбасса, чтобы преподать это всё международной общественности в выгодном для себя свете и добиваться вывода российских «голубых касок» как с берегов Днестра, так и из Карабаха.
Для румынской геополитики Приднестровье и Закавказье – это разные полюса одного и того же проекта по созданию благоприятных геополитических условий для усиления румынского присутствия в этих регионах. С целью вовлечения закавказских республик в проекты Запада Бухарест выступает за реанимацию программы Восточного партнёрства, которая пока не принесла ощутимых результатов. Румынская дипломатия предлагает пересмотреть её содержание и модернизировать идеологически и функционально. Пока в рамках программы Запад не может предложить Закавказью ничего нового.
Закавказье для Бухареста – это восточный фланг Чёрного моря, расположенный географически практически напротив Румынии. Чтобы до него добраться, румынам надо пересечь Чёрное море, а делать это свободно они смогут лишь тогда, когда Россия утратит свой контроль над регионом. В будущем Бухарест не исключает возобновление проекта ТРАСЕСА – транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия, задуманного в противовес интеграционным проектам России. Проект ТРАСЕСА послужит минимизации товарно-логистических связей между Россией и странами СНГ.
Владислав Гулевич