Трудно сказать, о чем действительно беседовали Владимир Путин и Ангела Меркель во время своей встречи в Москве 20 августа, которая длилась несколько часов. Официально было заявлено, что Ангела Меркель во время переговоров подняла вопрос о продолжении транзита газа через Украину. Владимир Владимирович в очередной раз подчеркнул, что Россия выполнит все свои обязательства по транзитному контракту с Киевом в полном объёме (до 2024 года).
Кроме того, было сказано, что наша страна готова и после 2024-го поставлять газ через территорию Украины. Однако для этого нужно получить точный ответ от европейских партнеров, сколько они готовы закупать газа в эти годы. Зелёную «повестку» европейского континента никто не отменял.
Но что мы видим в ответ? Причём буквально тут же? Высший земельный суд Дюссельдорфа 25 августа отклоняет в среду иск оператора «Северного потока 2» на решение Федерального сетевого агентства Bundesnetzagentur не освобождать газопровод от норм Газовой директивы ЕС, в рамках которой «Газпром» имеет право использовать только 50% пропускной мощности СП-2, а оставшееся 50% должен резервировать для альтернативных поставщиков.
Чуть раньше этого портал Gas Infrastructure Europe зафиксировал 24 августа максимальные объемы за месяц закачки газа в европейские хранилища: темпы закачки оказались выше средних многолетних значений. Одновременно с этим, «Газпром» сохраняет объёмы транзита через Украину на обычном уровне, то есть для выполнения своих контрактных обязательств — даже при максимальных объёмах экспортных поставок — российской газовой монополии не требуется дополнительного резервирования транзитных мощностей на Украине.
По косвенным признакам можно сделать вывод, что Россия и Германия в итоге не договорились о сохранении транзита российского газа через Украину после 2024 года, отсюда решение немецкого суда, которое по удивительному стечению обстоятельств совпало с возвращением Меркель в Германию, и демонстрация Газпромом того факта, что все свои контрактные обязательства в нынешних объёмах ему вполне по силам выполнить вообще не задействуя газотранспортную систему Украины. Особенно после достройки СП-2.
Обратите внимание, что речь идёт именно о контрактных поставках. То есть если Европе внезапно потребуются большие объёмы газа (например, как сейчас было из-за холодной зима и жаркого лета), Газпром вряд ли чем сможет ей помочь (не захочет) и цены улетят далеко-далеко вверх. Готова ли к такому Европа?
Цены на газ в рамках всех этих событий после небольшой корректировки продолжают свой рост. Что очень понятно указывает на тот факт, что решение немецкого суда рынок воспринимает как «самострел».