Китай ведёт торговую ведёт войну против России по-тихому, но от этого наша страна несёт вполне себе реальные убытки. Чего хочет Китай? Российской рыбы, желательно бесплатно. А то и без того на закупки продовольствия на мировых рынках у Пекина уходят десятки миллиардов долларов в год.
Эта история началась в 2020 года, когда в октябре Китай начал ограничивать импорт российской рыбы после того, как, по заявлениям китайской стороны, на упаковке поступившей из России рыбы были обнаружены следы COVID-19. И в рамках борьбы с распространением коронавируса Китай стал закрывать свои порты для для российских транспортно-рефрижераторных судов. Последний порт Далянь закрылся в декабре прошлого года. То есть Поднебесная фактически ввела эмбарго на ввоз российской рыбы.
Китай выдвинул серьёзные требования для российских рыбаков по ввозу рыбы: с начала 2021 года рыбную продукцию можно ввозить только в рефконтейнерах. Но очередь на выгрузку рефконтейнеров в китайских портах занимает до двух месяцев. Что серьёзно ограничивает возможности такого формата экспорта российской рыбы в Китай. Власти этой страны скрывают от России основания, на которых такие ограничения были введены. Кроме слов Пекин не предоставил никаких доказательств, а на запросы российских официальных структур следуют отговорки.
При этом нельзя сказать, что российские рыбопромышленные предприятия ничего не делают в сложившейся ситуации. Они ищут новые рынки сбыта и расширяют переработку. Расширяют поставки в Китай через третьи страны. Вместе с тем, развитием переработки стоило бы заняться раньше и активней, тогда бы сейчас таких проблем, на которые давит Китай, не было бы. А за счёт этого давления Пекин хочет решить свои проблемы и получить, как пишут, бесплатные квоты на вылов рыбы в российских водах:
Китай может использовать ограничение поставок российского минтая для усиления своих переговорных позиций и как метод торговой войны, подтверждает мнение президента ВАРПЭ Зверева собеседник РБК, близкий к Росрыболовству. Закрытие портов — это инструмент нарастающего давления на российскую сторону, считает другой источник РБК в рыбной отрасли. По его словам, Китаю предложили «за деньги» получить квоту на вылов 20 тыс. т минтая в российских водах, но Китай отказался покупать квоту на общих основаниях, потому что хочет получить ее «в гораздо большем объеме и бесплатно — вместо 20 тыс. т за деньги 100 тыс. т даром», уточняет собеседник РБК.
При этом на территории России эта идея находит поддержку:
В торговой войне китайцы могут использовать услуги прокитайского лобби в России. Так, подведомственный Росрыболовству Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) предложил со следующего года сократить для всех российских компаний, работающих на Дальнем Востоке, общий объем минтая, который российские компании могут выловить в течение одного года, на те же самые 100 тыс. тонн. Есть опасение, что Росрыболовство передаст эту квоту китайцам.
Если российские власти «прогнуться» под Китай, то это означает, что и дальше Пекин будет оказывать беспрецедентное давление на нашу страну в экономических вопросах, важных Китаю. Как например, с лесом, где сейчас политики тоже больше, чем экономики. Пока же развитие событие указывает на то, что российские власти прекрасно понимают, чем чреваты уступки Китаю в «рыбном вопросе» и так же бюрократически затягивают переговоры с китайскими властями.