Когда стало ясно, что из стран Прибалтики уходит российский транзит, все слова сочувствия от европейцев были предназначены Литве, Латвии и Эстонии. Но на самом деле в этой «транзитной войне» поражение потерпела не столько Прибалтика, сколько военный блок НАТО.
Когда принималось решение о включении прибалтийских республик в военный блок, никто не скрывал – это будет форпост против России.
Для натовских генералов здесь все было удобно: порты, железная дорога с такой же колеей, как и в России и, конечно, близость к российской границе.
А тут еще такое счастье – непрерывающийся поток российских грузов в порты Прибалтики. Это не только средство экономического и политического шантажа, но еще и источник финансовых средств для поддержания транспортной инфраструктуры.
Да, да, вы не ослышались – на протяжении 30 лет прибалтийские республики не вкладывали свои средства в реконструкцию железных дорог и портов. Все это делалось на деньги России, которые она платила за транзит.
В других странах, где присутствуют войска НАТО, блок очень много вкладывает в развитие соответствующей инфраструктуры. Дороги, особенно железные, порты, дороги общего пользования должны соответствовать военным стандартам блока. Все это требует немалых средств.
А в Прибалтике ничего тратить не надо было – все построил Советский Союз, а оплачивала до недавнего времени Россия.
Но все изменилось буквально за несколько последних лет. Россия до минимума сократила свой транзит через Прибалтику. Затем тоже самое сделала и Белоруссия.
Еще и года не прошло как исчез российский транзит, а железная дорога в Латвии встала. Возить нечего. Грузов нет. Денег тоже нет. Латвийская железная дорога вынуждена продавать свое имущество и сокращать работников. Еще год-два и в Латвии начнут разбирать рельсы с пока еще действующих дорог.
Для НАТО это означает, что с карт исчезает широкая дорога на Россию. А раз так надо либо вкладывать очень серьезные деньги в поддержание существующих дорог в Латвии, либо строить новые в европейском стандарте.
Проект дороги от Варшавы через Каунас (Вильнюс), Ригу и Таллинн существует уже давно. На него даже потратили уже несколько десятков миллионов евро, но пока ни одного метра дороги не построено. Это не просто дорого, это ОЧЕНЬ дорого. Евросоюз и НАТО просто не могут решиться на такие траты.
Россия все сделала верно – она избавилась от необходимости сотрудничества с «токсичными», как их назвала представитель МД РФ Мария Захарова, прибалтийскими государствами, так еще и выбила большинство козырей из рук НАТО.