Ситуация вокруг проекта российского экспортного газопровода «Северный поток — 2» обсуждается на встрече министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса с госсекретарем США Энтони Блинкеном, которая началась 23 марта в Брюсселе. Стороны подошли к переговорам с прямо противоположными позициями. Вашингтон хочет окончательно «утопить» новый энергетический проект, дабы не усиливать позиции Москвы в Старом Свете.
Берлину же «Северный поток» крайне выгоден, поскольку гарантированно решает проблему газоснабжения ФРГ на десятилетия вперед. Чья позиция окажется сильнее или на встрече в Брюсселе будет найдет компромисс, рассказали эксперты.
К середине марта 2021 года морская ветка газопровода СП-2 была построена на 98%. Об этом говорят руководители немецкого концерна Uniper, вложившего в проект около $1 млрд. И Россия продолжает работы по завершению строительства морского участка СП-2. Оператор проекта Nord Stream 2 рассчитывает, что строительство будет завершено не позднее середины осени этого года.
Однако судьба экспортной трубы решается в высоких кабинетах, где идут дипломатические переговоры, которые пока проходят без участия Москвы. Главный вопрос: найдут ли главы дипломатических ведомств США и ФРГ компромисс и каковы могут быть его очертания?
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач видит три возможных варианта развития событий. Первые два сценария предполагают победу одной из сторон: либо Вашингтон отказывается от прессинга газопровода в расчете на ужесточение требований со стороны Европы к его эксплуатации в будущем; либо Берлин соглашается с американскими ограничениями в отношении введения в строй и эксплуатации трубы, готовя в то же время адекватный экономический ответ Белому Дому.
«Третий вариант — наиболее инертный, но не самый худший для России, — продолжает Гривач. — США и Германия достигают равновесия в переговорах о поставках в Европу американского сжиженного топлива, намекая России на снижение нашей доли в энергетическом балансе Старого Света в будущем. Наша страна продолжает поставлять «голубое топливо» в Европу на существующих условиях, которые, хотя и ограничивают экспорт по «Северному потоку-2», однако в целом не разрушают цепь наших зарубежных газовых поставок .
«Каждый из изложенных вариантов развития событий имеет право на жизнь, — соглашается эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, — поскольку каждая схема обладает собственными преимуществами». Для России и Германии в своих поддержка существующих деловых обязательств в энергетической сфере является одной из наиболее прагматичных политических линий. По крайней мере, Берлину и Москве нет смысла ссориться друг с другом, поскольку проект для них взаимовыгоден. Однако откровенно ссориться с новой администрацией Белого Дома немцы не станут. «Пройдет несколько лет и шумиха вокруг «Северного потока-2» уляжется: Россия и Европа урегулируют объемы и цены поставок углеводородов, будет учтено сложное экономическое положение Украины, а также расширены возможности поставок американского СПГ на рынок Старого Света.
Столкновения ужесточатся вокруг использования новой трубы — сколько России разрешат качать и какие объемы сжиженного топлива европейцы согласятся закупать у американцев в ближайшее десятилетие. Действующий маршрут поставок «голубого топлива» окажется отличным аргументом России в борьбе за преимущество в энергобалансе ЕС», — полагает Юшков.
Николай Макеев