Новый 2021 года принес неприятные сюрпризы экономике Украины. Если о дефиците электроэнергии наш канал писал достаточно подробно, то в данном случае речь идет о транспорте, а конкретно о работе морских портов и железной дороги.
Несколько лет назад Россия кардинально изменила свою политику в отношении своих ближайших соседей – она перестала вести активное сотрудничество со странами, которые ведут антироссийскую политику.
В первую очередь это коснулось республик Прибалтики, которые уже почувствовали все «прелести» такого к себе отношения России. Там резко упал поток транзитных грузов из России. В результате железные дороги и порты Литвы, Латвии, Эстонии несут огромные убытки.
Прибалтика пытается спасти ситуацию с помощью писем в адрес России с просьбой вернуть хотя бы часть транзита, но поезд уже ушел – за несколько лет на российском побережье Балтики выросло сразу несколько современных портов, которые сегодня переваливают грузов в три-четыре раза больше, чем все порты Прибалтики вместе взятые.
Но Литва, Латвия, Эстония не единственные кто пострадал от новой политики России – серьезные потери понесла Украина. Она на протяжении многих лет, начиная с советских еще времен, сидела на российском транзите. Шесть украинских морских портов ежегодно перевалили десятки миллионов тонн руды, угля, зерна, контейнеров и других грузов из России.
Да, Украина свернула свое сотрудничество с Россией в большинстве отраслей, но только не в вопросах транзита. Это же огромные и почти даровые деньги, кто будет от них отказываться?
Украина надеялась, что и в 2021 году транзит из России будет серьезно пополнять ее бюджет, но ошиблась. Россия модернизировала не только балтийские порты, но и черноморские. И начала перенаправлять все грузы туда. Украинское направление стало неинтересно.
В январе 2021 года грузооборот морских портов Украины упал на 22,9%, или на 2,78 млн. тонн — до 9,35 млн. тонн. Речь в основном идет и перевозке железной руды из Курской области.
Но с начала 2021 года руда пошла в сторону порта Усть-Луга, где начал успешно функционировать терминал «Ультрамар».
Только за первый месяц этого года в порту «Южный» грузооборот сократился почти на 20 %, в Николаеве на 24 %, Одессе – на 15,5 %, Черноморске на 38 %, в Мариуполе на 4,5 %.
При этом украинские эксперты называют эти цифры еще оптимистичными, так как с каждым месяцем пропускная способность российских портов только увеличивается, а также вводятся в эксплуатацию новые терминалы. Так, в следующем годы заработают новые терминалы на Белом море, которые возьмут на себя перевалку минеральных удобрений.
Кроме этого, на Украине серьезно снизились объемы перевозок удобрений, зерна и контейнеров. Своего экспортного зерна у страны не так и много, а Россия предпочитает возить свое через Новороссийск и порты Балтики.
В начале этого года Китай осуществил пробную поставку большой партии контейнеров через Россию в Финляндию и Норвегию. Если раньше такие перевозки шли через литовскую Клайпеду, то теперь – через порт Калининград. Китай остался доволен скоростью доставки и минимумом таможенных процедур.
В этом случае совсем небольшой кусочек транзита удалось сохранить Литве, но это крохи по сравнению с тем какие объемы грузов были раньше.
На Украине ситуация еще хуже. Если Прибалтике хоть что-то остается, то Украина, судя по всему, скоро останется ни с чем, то есть – без грузов из России и Азии.
В этом случае возникает очень серьезная проблема – как и на что ее содержать железные дороги и порты? При отсутствии грузов они потребуют для себя дотаций, а денег у Украины нет.
Транспортная отрасль на протяжении многих лет была одной из самых прибыльных отраслей украинской экономики. Сегодня картина меняется, отрасль испытывает серьезный кризис, а вместе с ней и без того не самая благополучная экономика Украины опускается еще ниже. Добавьте сюда ситуацию с электроэнергетике и картина будет полной.