Огромные вопросы вызывает политика Министерства финансов Антона Силуанова. Абсолютно все как внешние, так и внутренние обстоятельства говорят о том, что Россия успешно преодолевает последствия кризиса 2020 года. Грамотная политика Мишустина-Белоусова не позволила провалиться российской экономике (по итогам 2020 г. будет около -3.5% ВВП). В это же время дорожающая нефть определяет бездефицитность бюджета на 2021 год. Однако, вопреки этой логике, Минфин хочет нарастить уровень госдолга, который итак в прошлом году увеличился более, чем на 4 трлн. рублей.
В 2021 году Министерство финансов планирует увеличить государственный долг на 3,74 трлн. рублей. Цифра огромная. Положительный момент здесь единственный: Минфин планирует нарастить госдолг путем продажи ОФЗ. То есть, он будет внутренним и номинирован в рублях. На этом плюсы заканчиваются.
Уже в первом квартале, согласно плану Силуанова, ОФЗ должны быть размещены на сумму в 1 трлн. рублей. Однако давайте посмотрим цену на нефть. В своих расчетах Минфин ориентируется на среднюю стоимость Urals в 45.3$ за баррель. Сейчас она выше примерно на 10$. Такая разница обеспечивает достаточный уровень дохода бюджета, чтобы свести дебет с кредитом без дефицита. К настоящему моменту нет никаких предпосылок к тому, что нефть будет дешеветь. Наоборот, потребление растет, что скажется в конечном счете и на стоимости нефти.
Несмотря на это, ведомство Силуанова планы не поменяло. Во всяком случае, мы не видим этому подтверждение. В январе общий объем продаж ОФЗ составил 61 млрд. рублей (напомню, на первый квартал запланирован 1 трлн.). Это говорит о том, что в феврале-марте Минфин перейдет к выпуску флоутеров (облигации с плавающей ставкой). Официального отказа, либо пересмотра стратегии по госдолгу от Минфина не поступало. Подробные расчеты по госдолгу и нефти мы сделали в материале, который вышел в издательстве «Царьград»:
Просчёт Силуанова может дорого обойтись России
Так вот, если Минфин перейдет к размещению флоутеров (а иного выхода при неизменности плана нет), это будет означать абсолютную некомпетентность ведомства. Смысла в этом нет никакого. Если в четвертом квартале прошлого года наращивание госдолга было обусловлено запуском механизма ограниченной эмиссии из-за необходимости покрытия дефицита бюджета, то сейчас этой проблемы нет. Аукционы РЕПО, которые продолжает проводить Центробанк, обусловлены тем, что на них размещаются краткосрочные займы сроком на 1 месяц. Поэтому происходит своеобразный круговорот средств внутри банковского сектора. Годовые займы не пользуются популярностью.
Дорогая нефть позволяет сбалансировать бюджет и, более того, выйти на небольшой профицит. Так, дополнительные нефтегазовые доходы за январь составляют примерно 70 млрд. рублей. Деньги, конечно, небольшие, но это в любом случае профицит. На днях будут опубликованы расчеты по сверхдоходам за февраль. Рискну предположить, что цифра будет близка к 100 млрд.
Я очень надеюсь на то, что Министерство финансов Антона Силуанова откажется от планов по наращиванию госдолга. 3,7 млрд. рублей — это до 200 млрд. ежегодных выплат по процентам. Плюс необходимость погашения суммы через 10 лет. Однако пока что никаких предпосылок или даже намеков к отказу нет. В общем, будем смотреть квартальные итоги аукционов Минфина.