Танкеры превратились в склады, а Индия захлопнула дверь: почему Россия может сократить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки
Российская нефтяная отрасль столкнулась с вызовом, которого не было с начала спецоперации. Санкционное давление, резкая смена курса ключевого покупателя и логистические проблемы привели к тому, что экспорт нефти рухнул, а хранилища стремительно заполняются. Агентство Reuters со ссылкой на данные Kpler и Rystad Energy рисует тревожную картину: российские производители могут быть вынуждены пойти на резкое сокращение добычи уже в ближайшие месяцы.
Цифры говорят сами за себя. Если в декабре 2025 года морской экспорт российской нефти составлял 3,8 миллиона баррелей в сутки, то в январе он упал до 3,4 миллиона, а в феврале, по предварительным оценкам, и вовсе скатился до 2,8 миллиона. При этом объем сырья, скопившегося на танкерах в ожидании покупателей, перевалил за рекордные 150 миллионов баррелей. Такого количества не было никогда — это как если бы полмесяца добычи страны просто плавало в океане без определенной цели.
«Российским производителям нефти, возможно, придётся резко сократить добычу в ближайшие месяцы, поскольку усиление давления со стороны президента США Дональда Трампа и европейских держав ограничивает экспорт страны, а её хранилища заполняются», — пишет Reuters.
Главная причина коллапса — резкое сокращение закупок со стороны Индии, которая в прошлом году стала крупнейшим покупателем морской российской нефти. В январе 2026 года импорт упал до 1,1 миллиона баррелей в сутки, тогда как средний показатель прошлого года составлял 1,7 миллиона. Три крупнейшие индийские компании — Indian Oil, Bharat Petroleum и Reliance Industries — и вовсе приостановили закупки.
Почему Индия отвернулась? Ответ кроется в большой политике и торговых сделках. Дональд Трамп, вернувшийся в Белый дом, заключил с премьером Нарендрой Моди сделку: США снижают пошлины для Индии, а она в ответ отказывается от российской нефти в пользу американской и, возможно, венесуэльской.
Тени на воде
Проблемы усугубляются системной охотой за «теневым флотом». Западные страны увеличили число подсанкционных танкеров до 640, блокируя их в портах и делая невозможной разгрузку. Даже если нефть продана, её некуда выгрузить. Именно поэтому десятки судов сейчас дрейфуют у берегов России, Индии и Китая, а также в зонах перегрузки у Малайзии, работая плавучими складами.
В дополнение к этому с января вступил в силу запрет ЕС на импорт топлива, произведенного из российской нефти. Это уничтожило прибыльную схему, когда Индия покупала дешевую нефть, перерабатывала ее и продавала дизель в Европу. Теперь этот канал закрыт, и индийским НПЗ российская нефть стала просто не нужна.
Мнения экспертов: паника преждевременна
Однако не все аналитики разделяют мрачный тон западных агентств. Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков в беседе с журналистами призвал не драматизировать ситуацию. По его словам, Индия формально сократила закупки, но часть объемов всё равно уходит туда через серые схемы, где конечный получатель маскируется. Кроме того, освободившуюся нишу готов заполнить Китай, который лишился части венесуэльской нефти и активно наращивает импорт из РФ.
«В России в принципе нет хранилищ нефти как таковых. Наши хранилища нефти — это месторождения. В остальном это лишь технологические резервуары, которые расположены вдоль нефтепроводов, в портах, на НПЗ, для того, чтобы компенсировать краткосрочные сбои в виде штормовой погоды, например», — поясняет Юшков.
Советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников добавляет, что на статистику февраля могли повлиять сезонные факторы, такие как ледовая обстановка на Балтике и празднование китайского Нового года, когда деловая активность в Поднебесной традиционно замирает.
Финансовый нокдаун
Однако проблемы с экспортом уже ударили по бюджету. Нефтегазовые доходы России в январе 2026 года упали до 393 миллиардов рублей — это вдвое меньше, чем годом ранее, и худший показатель с пандемийного 2020-го. Причина не только в объемах, но и в цене. Флагманский сорт российской нефти, торгуется с рекордным дисконтом: разница с Brent в портах погрузки достигла 27,3 доллара за баррель.
Сейчас сорт стоит около 40 долларов за баррель, тогда как для бездефицитного бюджета нужна цена выше 90. Правительство уже подняло НДС и акцизы, а также начало активнее занимать у банков, чтобы закрыть дыры, но эти меры имеют обратную сторону — они разгоняют инфляцию и замедляют рост.
Что дальше?
Rystad Energy прогнозирует, что в период с марта по май Россия может сократить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Сокращать добычу — больно и невыгодно: это потеря доли рынка в пользу Саудовской Аравии и США. Но если хранилища переполнены, а танкеры не могут разгрузиться, выбора не остается.
Впрочем, Юшков надеется, что весной, с началом автомобильного сезона и ростом спроса, ситуация выправится, и экспорт вернется к показателям прошлого года. Пока же 150 миллионов баррелей русской нефти продолжают тихо качаться на волнах в ожидании лучших времен.
