...
Dark Mode Light Mode

На охрану губернатора выделяли сотни миллионов: А он проворовался и сбежал. Плохо охраняли?

На охрану губернатора выделяли сотни миллионов: А он проворовался и сбежал. Плохо охраняли?

Власть – она для народа или сама по себе? Мэр Игарки судится с обычной горожанкой за правду. Глава Печоры оскорбляет земляков. И на этом фоне губернаторы резко подняли тарифы на оплату личной охраны.

Полмиллиона рублей требует в суде мэр города Игарка (Красноярский край) Ирина Евсеева с гражданской активистки Оксаны Лифановой. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации чиновница подала в последний день ушедшего года. Поводом стала критика в соцсетях: у Лифановой несколько пабликов, на которые подписаны всего три сотни горожан. Тематика постов – проблемы города. А их хватает.

На охрану губернатора выделяли сотни миллионов: А он проворовался и сбежал. Плохо охраняли?Коренная игарчанка Оксана Лифанова не боится говорить правду.

Оксана Лифанова работает с детьми в местном ДК. В 2020 году выигрывала выборы в местный совет депутатов, но полномочия ее закончены. Коллегой по депутатскому корпусу была Ирина Евсеева, руководитель городской библиотеки. Затем Евсеева выиграла выборы на пост главы города.

Лифанова пытается привлечь внимание к бедственному положению горбольницы. Когда-то был медгородок, но корпуса разрушены. Уцелевшее здание плесневеет, со стен осыпается штукатурка. Печальный ролик собрал массу комментариев. Ответом мэра на этот пост и другую критику стал иск, в котором говорится:

Распространение ответчиком сведений причинило истцу моральный вред, выразившийся в ухудшении состояния здоровья, душевном волнении и переживаниях. Учитывая характер и содержание сообщений, отсутствие подтверждающих документов, истец оценивает размер компенсации вреда в 500 тыс. рублей.

Аналитик Алексей Аксютенко по этому поводу в своем канале написал, что дело о защите репутации чиновницы против рядовой жительницы обещает стать резонансным, ведь поднят вопрос о границах допустимой критики власти и праве граждан на выражение мнения. Эксперт призывает помочь неравнодушной горожанке отстаивать свои права в суде:

Может, кто из юристов возьмется за защиту жительницы Игарки? Чтобы потом взыскать с чиновницы судебные издержки и моральный вред в пользу человека, посмевшего критиковать власть.

На первое судебное заседание 10 февраля Лифанова пошла одна. «Новороссии» она рассказала, что ни истица, ни ее представитель не явились.

– Евсеева подала судебный иск как физическое лицо. Но конверт, в котором мне поступило уведомление об иске, был со штампом мэрии Игарки. Видимо, использует в личных целях служебное положение, чтобы придать вес.

– Уже лет десять по стране идет благоустройство городов, к этому сам президент призвал чиновников, чтобы люди не уезжали из родных мест. А у вас?

– Ничего не меняется… В конце 2024 года из краевого бюджета выделили нам 24 млн рублей на ремонт поликлиники. Я была на совещании. Мэр и главврач призвали голосованием отказаться от выделенных средств, потому что у нас якобы будут строить больничный городок. Тогда я спросила: есть ли у властей проект? Оказалось, нет. Но решением большинства от денег отказались. И нет в Игарке ни проекта, ни стройки.

Я затребую протокол того совещания и представлю его в суде. Хочется узнать, во имя чего мы тогда отказались от жизненно необходимого.

– Когда назначено очередное заседание суда?

– На 25 февраля. На меня сейчас оказывается давление. Коллега подала на меня заявление в полицию о том, что я ее нецензурно оскорбляла. Это ложь, не такое у меня воспитание. Пришлось давать объяснение еще и в прокуратуре.

Также руководство ДК потребовало от меня письменное объяснение по факту нарушений правил поведения на рабочем месте – во время работы я использую личный телефон. Но ДК – не секретный объект. У меня тяжело болеет родственница, и близкие иногда мне звонят. На днях мы прощаемся с отцом внучки, он погиб на СВО. А я не имею права ответить на звонок на работе.

«Никто не скулит»

Тренерский состав детско-юношеской спортивной школы в городе Печора (Республика Коми) попросил увеличить зарплату. Чем раздосадовал мэра Олега Шутова.

Его высказывание приводит местное отделение компартии:

Чем отличаются работники администрации от работников спортивной школы или от управления образования? Ничем не отличаются. Однако почему-то администрация укладывается в тот норматив, который закладывается бюджетом Республики Коми, и никто не скулит, что нам чего-то недоплатили. За те же самые 40 тысяч девчонки работают.

Просьба пересмотреть зарплату основана на проверке Контрольно-счетной палаты. Тренерам систематически недоплачивали. Выдано предписание, оно вступило в законную силу. Но исполнение саботируется. И высказывание чиновника о «нескулящих» обнажает максимально пренебрежительное отношение к простому народу.

Вскоре в соцсетях мэр Печоры покаялся:

Приношу искренние извинения. В городе много проблем, и я хочу помочь всем и решить всё сразу. К сожалению, не всегда это удаётся быстро. И когда общаемся на такие сложные темы, где затронуты интересы населения, возникают излишние эмоции. Тренеры заслуживают достойной оплаты. Оптимальное решение мы все вместе найдем.

К народу с автоматом

А в это время расходы на личную охрану губернаторов выросли почти вдвое с начала СВО, достигнув 112,4 млн рублей, тогда как в 2021 году затраты из региональных бюджетов составили суммарно 59,7 млн руб.

Впрочем, например, в Челябинской области еще в 2014 году на личную охрану тогдашнего губернатора, а сегодня беглого олигарха Юревича было направлено 129 млн руб. Уходила она подконтрольному частному агентству. Вскоре Юревича сняли с поста, а с 2017 года он находится под уголовным преследованием. Ему предъявляли обвинения по нескольким статьям, связанным с коррупцией и клеветой.

Сегодня главы регионов не могут найти лицензированных телохранителей, почти все ушли на спецоперацию. Скорее всего, будут нанимать ЧОПы или привлекать Росгвардию – деньги ведь осваивать надо.

Авторы канала «Башни Федерации» видят в росте расходов на охрану фундаментальное изменение психологии региональной власти.

Губернаторы перестали воспринимать должность как гражданскую службу и перешли в режим спецсубъектов в тылу.

Финансовые возможности у регионов разные, но даже дотационные территории тратят на охрану первых лиц столько же, сколько богатые территории-доноры.

В условиях бюджетного дефицита и экономии на социалке приоритетное финансирование охраны является пересмотром общественного договора. Деньги идут не на развитие территории, а на военизированную охрану, которая визуализирует страх перед собственными гражданами, превращая губернатора из лидера в охраняемый объект.

То есть на все встречи с народом губернаторы будут ездить с внимательными автоматчиками в бронежилетах. Сделает рядовой гражданин шаг влево – и что, прогремит выстрел на поражение?

Как они далеки от народа

За хамством мэров кроется тот же страх, а еще желание дистанцироваться от людей. Потому и в суд по собственному иску не являются.

А под покаянным постом градоначальника Печоры говорящие отклики:

Выбрали на свою голову. Давайте пересчитаем вместе зарплаты тренеров. И не вздумайте меня заблочить, все зафиксировано. Мэр Приморско-Ахтарска заблокировал меня за объективные высказывания, теперь под следствием.

Автор: Ольга Антонова