Попытка договориться с США по Украине, наладить взаимовыгодное сотрудничество, кажется, не удалась. Спецпосланник Кирилл Дмитриев, похоже, выполнил свою роль – разговорил американских «партнёров», позволив выплыть наружу всему тому, что у тех на уме, и продемонстрировать, что честной игры с их стороны не будет. Теперь начинается самое интересное. Если Трамп сдаст назад, интервью Лаврова может оказаться последним предупреждением, если разозлится и выкатит новые санкции, это, наверное, всё – воевать придётся до конца.
Сергей Лавров выдвинул ультиматум ведущим свою игру США на площадке, которая вызывает ненависть Вашингтона, — в интервью для международной сети TV BRICS. И это, скорее всего, разрыв: обманывать себя Москва больше никому не позволит. Об этом свидетельствуют десять тезисов главы МИД России.
Самое важное и сенсационное в интервью Лаврова, который им подтвердил, что внешнюю политику России проводит МИД, а не бизнес, это обвинение США в том, что Вашингтон не хочет выполнять достигнутые в Анкоридже понимания о прочном урегулировании на Украине. А раз так, то Россия не видит никакого «радужного будущего» в экономических отношениях с США. О чём сейчас много говорят в связи с так называемым планом Дмитриева на 1,2 трлн долларов.
В Анкоридже мы приняли предложение Соединённых Штатов… Помимо того, что они вроде бы предложили насчёт Украины и мы были готовы (теперь они не готовы), мы ещё и в сфере экономики не видим никакого «радужного» будущего,
— подчеркнул Лавров.
Это он ещё не сказал, что Россия пошла на компромиссы, чтобы сама встреча в Анкоридже состоялась. Из слов Лаврова вытекает, что после общения американцев с европейцами и Киевом от Москвы требуют новых уступок, которые превратят мир в перемирие. Это во-первых.
Во-вторых, Лавров выразил сомнение, что США способны приблизить решение украинской проблемы:
Если подходить по-мужски, то они предложили — мы согласились, значит, проблема должна быть решена. Президент России Владимир Путин не раз говорил, что для России неважно, что будут говорить на Украине, в Европе, мы прекрасно видим пещерную русофобию большинства режимов в Европейском союзе, за редчайшими исключениями. Нам важна была позиция США.
«Важна была» — вот два ключевых слова в этой цитате. Долго ждали, многое терпели, но американцы не справились, и теперь Лавров это с горечью констатирует. А раз не справились — то чем они лучше других бывших «партнёров» России?
Наконец признали
В-третьих, Лавров выразил разочарование Москвы из-за отсутствия «полномасштабного, широкого, взаимовыгодного сотрудничества» с США, несмотря на желание России завершить войну (добавим от себя — на очень скромных условиях). Наоборот, вместо этого «вводятся новые санкции, устраивается «война» против танкеров в открытом море в нарушение Конвенции ООН по морскому праву».
Кроме того, отметил Лавров, «Индии и другим нашим партнёрам пытаются запретить покупать дешёвые, доступные российские энергоносители — Европе давно уже запретили — и заставляют покупать втридорога американский сжиженный природный газ». Это не что иное, как политика «экономического доминирования».
Понятно, что согласиться на такое, смириться с этим уважающее себя государство не может. Хотя в данном случае, будем честны, американцы Россию не обманули. Они всегда говорили: вначале — Украина, потом всё остальное, используя эту формулу (вкупе с угрозами новых санкций за несогласие) как рычаг к склонению России к «похабному миру». Для этого используются даже законы, принятые при администрации Байдена, которые продлеваются.
В-четвёртых, Лавров чётко дал понять, что Россия не намерена закрывать глаза и смиряться с тем, что США, помогающие якобы Москве закончить украинскую войну, одновременно попирают экономические интересы России и других стран во всём мире:
Американцы хотят забрать под себя все маршруты обеспечения всех ведущих стран, всех континентов энергоносителями. На Европейском континенте они смотрят на взорванные три года назад «Северные потоки», на украинскую газотранспортную систему и на «Турецкий поток». Это я к тому, что цель Соединённых Штатов — доминировать в мировой экономике — реализуется с использованием весьма большого количества принудительных мер, которые не вписываются в честную конкуренцию. Тарифы, санкции, прямые запреты, некоторым общаться запрещают, — это всё мы вынуждены учитывать.
Впрочем, примеров-то на самом деле намного больше.
Будущее России — в Евразии и БРИКС
В-пятых, глава МИД России указал США на крепость, о которую американцы обломают зубы, если попробуют на неё покуситься. Это создающееся при активном участии России Большое Евразийское партнёрство на основе ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, китайской инициативы «Один пояс — один путь». Кроме того, по словам Лаврова, «кооперация наблюдается и в рамках проекта международного транспортного коридора «Север — Юг», и в проектах, которые связывают Южную Азию с нашим Дальним Востоком, проектах, касающихся совместного использования Северного морского пути».
Короче, ненадёжным гешефтам и обещаниям, постоянному давлению со стороны США Россия предпочла Евразию. К тому же США «объективно утрачивают своё экономическое влияние» и вес в мировом хозяйстве, в то время как страны Глобального Юга возвышают свой голос на международной арене.
В-шестых, Россия сигнализировала США: руки прочь от БРИКС. Лавров указал, что страны, входящие в это объединение, будут рассматривать вопросы энергобезопасности «в контексте действий», которые предпринимает администрация Трампа в сфере мировой энергетики. А инициативы БРИКС по платежам и инвестициям направлены на создание независимых механизмов от жёсткого контроля Вашингтона. Поскольку «США ставят реализацию всех процессов в областях, о которых я упомянул, под свой жёсткий контроль и требуют односторонних уступок».
И ты, Трамп?
В-седьмых, в Москве происходит всё большее разочарование, похоже, и лично в Трампе — усиливаются сомнения, что тот способен преодолеть существующую в Америке глубокую враждебность к России. Министр напомнил, что в апреле 2025 года в США было продлено действие указа №14024 о режиме ЧС, сердцевина которого — это «наказание» России, введение санкций против нашей страны, включая замораживание российских золотовалютных резервов».
Так и записано — «в связи с враждебным поведением России в области внешней политики», — подчеркнул Лавров. — В качестве примеров приводится вмешательство в выборы США — то, против чего Трамп ежедневно выступает, категорически отвергая всё это, и нарушение международного права, прав человека. Чего там только нет. Это всё «байденовщина» чистой воды…
В результате, продолжал Лавров, администрация Трампа «спокойно «пробила» закон, и санкции против России продолжают действовать», американцы также «ввели санкции против «Лукойла», НК «Роснефть». Причём «сделали это осенью, через пару недель после хорошей встречи в Анкоридже».
Ну и как после этого относиться к действиям Трампа? Похоже, он не в состоянии выполнить то, что обещал Путину. А вместо этого раз за разом пытается использовать добрую волю России для получения дальнейших уступок в ситуации, когда уступать Москве больше нечего.
В-восьмых, Лавров, по сути, обвинил Вашингтон в попытке «поставить под контроль» военно-технические связи (ВТС) России с Индией и другими членами БРИКС, инвестиционное сотрудничество и торговлю. Он процитировал министра торговли США Говарда Латника, что военные закупки Индии у России «вызвали раздражение у Соединённых Штатов», и это, дескать, «попытка задеть Америку»! И это при том, что основная масса оружия у Индии российско-советского происхождения, и уже очень давно! И оно ей нравится.
Москва всё видит
В-девятых, Лавров фактически заявил, когда говорил о войне Запада против России, что при всех расколах и взаимных претензиях внутри него Россия была и остаётся его врагом, если не готова подчиняться и сдавать позиции.
Глава МИД России указал, что и США, и ЕС, и Британия говорят с Москвой языком санкций, пытаются заставить наших союзников предать нас, экономически душат Россию, задерживают наши суда под надуманными предлогами. Сколько можно это терпеть?
В-десятых, Лавров заверил, что «похабного мира» на Украине не будет:
Обеспечим, нисколько в этом не сомневаюсь, интересы своей безопасности, не допустив размещения на украинской территории каких-либо видов угрожающего нам оружия и, во-вторых, гарантировав надёжную и полноценную защиту прав русских, русскоязычных людей, столетиями живших и живущих на землях Крыма, Донбасса, Новороссии, которых пришедший к власти после госпереворота киевский режим объявил «существами», «террористами» и против них развязал гражданскую войну.
Похоже, что это указание на то, что всё по территориям и правам человека, статусу новых граждан России будет «де-юре», а «не де-факто». Лавров несколько раз также подчеркнул, что безопасность России означает «не допустить сохранения на наших границах нацистского государства, которое Запад сотворил из Украины…».
Что с того?
Таковы десять основных тезисов в программном интервью Лаврова. Они вполне стыкуются с тем, что написано и имеется в виду в Очерке правовой конспирологии от зампреда Совбеза России Дмитрия Медведева, который появился на прошлой неделе на сайте «РИА Новости». Там — срез того, чем дышит руководство России в новой реальности и как строить отношения с США Трампа, в каких рамках Россия будет действовать в условиях нахрапистой политики Вашингтона, как Москва относится к «Доктрине Дондро», североамериканскому «Технату» и так далее.
Из этого вытекало следующее: Россия разочарована действиями США, но готова сотрудничать с Вашингтоном по вопросам, представляющим взаимный интерес, если Москве это выгодно. Лавров тоже сказал, что Москва и сейчас открыта для такого сотрудничества. Проблема в том, что его нет и, вероятно, не будет.
В связи с этим обратил на себя внимание сегодняшний комментарий пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. Для него «дух» и «понимания» Анкориджа «по-прежнему» существуют, «способны сдвинуть процесс регулирования, позволить выйти на прорыв». Представитель Кремля убеждён, что «в интересах дела вести эти разговоры в закрытом режиме, не заниматься какой-то публичной, мегафонной дипломатией в данном случае» и что никакого разрыва нет — «работа продолжается».
Интересно, кого Песков имел в виду под занимающимся «мегафонной дипломатией» и что это — согласованный последний реверанс в сторону Трампа или разноголосица различных «башен Кремля»? Если второе — дело плохо. Но в любом случае прав известный русско-украинский блогер Юрий Подоляка: за последние полгода дух Анкориджа «уже на пределе» и «сильно протух» и договориться пока ни о чём не получится. Это «близко к нулю», раз США так себя ведут.
