
Россия предпримет попытки войти в мировую гонку редкоземельных металлов, передает CNBC. Как считают эксперты, Москва может начать сотрудничать в этой области с Китаем, однако амбициозным планам Владимира Путина всеми силами препятствуют страны Запада.
Россия намерена нарастить добычу редкоземельных металлов, однако, по словам аналитиков, опоздала к началу гонки и столкнется с препятствиями на пути к закреплению позиций на высокодоходном мировом рынке.
Владимир Путин на прошлой неделе поручил подготовить к 1 декабря «дорожную карту долгосрочного развития добычи и производства редких и редкоземельных металлов».
По количеству освоенных месторождений редкоземельных металлов Москва отстает от таких конкурентов, как Китай. Эти природные элементы главным образом используются при производстве высокопрочных магнитов — ключевых компонентов для высоких технологий и энергетики: бытовой электроники, электромобилей и ветряков.
Мировая охота за редкоземельными металлами уже идет полным ходом, а доминирование Китая в этой сфере порождает геополитическую напряженность и уязвимость для отраслей, зависящих от критически важных минералов.
По оценке Геологической службы США (USGS), в мире насчитывается 110 миллионов тонн разведанных запасов. Из них 44 миллиона приходятся на Китай, далее идут Бразилия (21 миллион тонн), Индия и Австралия. Значительные запасы тяжелых редкоземельных металлов есть и у Мьянмы — это один из ключевых поставщиков Китая, однако объем ее запасов неизвестен.
Хоть Россия и уступает лидерам, она, по оценке USGS, владеет пятым по величине запасом — 3,8 миллиона тонн. Это больше, чем у США (1,9 миллиона тонн).
Амбициозные планы
При этом российское производство невелико — всего 2,5 тысячи тонн, или 0,64% мировой добычи в 2024 году. Стремясь изменить ситуацию, Москва готовит планы по активному освоению ресурсов на фоне растущего спроса на редкоземы, прежде всего со стороны США, где усилились опасения из-за уязвимости цепочек поставок.
Тревога возросла в этом году, после того как Китай ответил на американские тарифы ограничениями экспорта редкоземельных металлов. Позже, в прошлом месяце, президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин договорились, что Китай на год приостановит контрольные меры в обмен на снижение тарифов, связанных с фентанилом.
Трамп также пытался заключить сделку с охваченной конфликтом Украиной, чтобы получить доступ к ее месторождениям, расположенным главным образом на юге и востоке страны, где часть территорий контролируется российскими силами, в обмен на продолжение военной помощи. Кроме того, Трамп неоднократно проявлял интерес к богатой минералами Гренландии.
Осознавая стремление американского президента к подобным соглашениям, Путин постарался привлечь внимание Белого дома, заявив, что Россия готова к совместным проектам с иностранными партнерами по добыче и переработке редкоземельных металлов.
«У России, как и у Китая, очень длинная история добычи редких металлов, то есть этим она занимается давно, но нынешняя гонка за наращивание добычи и производства ставит ее в иную позицию. США спешат закрыть потребность. Россияне спешат воспользоваться возможностью», — отметил изданию CNBC Уиллис Томас, главный консультант CRU Group.
Россия действительно намекала на масштаб своих запасов: ранее в этом году Министерство природных ресурсов и экологии заявило о имеющихся 15 видах редкоземельных металлов общим объемом 28,5 миллиона тонн — значительно выше оценок Геологической службы США.
Однако вопросы остаются — и по объемам наиболее востребованных металлов, и по их качеству. По словам аналитиков, эти сведения Москва, вероятно, предпочтет держать при себе.
«Картина не до конца прозрачна, но судя по заявленным запасам, качество там, как правило, чуть ниже. Думаю, есть и такие месторождения, о которых мы не знаем, но о них знают в России, и, возможно, те, о которых не знает никто», — отметил Томас из CRU. «Единственная причина раскрывать „ингредиенты“ своего месторождения — привлечение иностранного капитала. Если вам не нужно привлекать деньги с публичного рынка, вы, скорее всего, не будете ничего рассказывать другим».
Восток или Запад?
Еще один большой вопрос — обратится ли Россия к своему мощному союзнику на Востоке, Китаю, который ищет дополнительные источники сырья для последующей переработки и экспорта, или к Западу, прежде всего к США, чтобы сформировать новые партнерства в области инвестиций, добычи и переработки.
Как подчеркнул Уиллис Томас из CRU, «добыча — относительно простая часть в этой технологической цепочке. Доминирование Китая обеспечили переработка и разделение, а также наличие спроса на ресурсы и товары из них».
Россия активно выстраивает экономические связи и цепочки поставок с Китаем и может стать еще одним поставщиком сырья стране, которая все больше импортирует необработанные редкоземельные металлы из Мьянмы, Малайзии и Лаоса для последующей переработки. На долю Китая приходится около 69% мировой переработки редкоземов — это эффект масштаба.
США вряд ли поспешат налаживать партнерство с Россией в обозримом будущем с учетом охлаждения отношений между Трампом и Путиным и продолжающегося конфликта на Украине.
Сам Трамп на прошлой неделе вновь заявил, что критически важные минералы — один из приоритетов его администрации: он принял лидеров пяти стран Центральной Азии — региона, который традиционно относят к сфере влияния России, — и обсудил с ними эти вопросы.
«Один из ключевых пунктов нашей повестки — критически важные минералы», — заявил Трамп. «В последние недели моя администрация укрепила экономическую безопасность США, заключив соглашения с союзниками и друзьями по всему миру, чтобы расширить наши цепочки поставок критически важных минералов».
По мере подготовки «дорожной карты» по редкоземам Россия, вероятно, будет изучать все варианты.
«Поскольку идет конфликт на Украине, не исключено, что западные правительства и сами потребители, избегающие лишних рисков, не захотят покупать минералы у России… и страна не сможет извлечь выгоду из импульса, который сейчас формируется на Западе в отношении цепочек поставок», — отметил изданию CNBC Пиюш Гоел, аналитик по критическим металлам в CRU.
«[В такой ситуации] из-за сильной включенности в китайскую цепочку поставок им придется продавать элементы в Китай. Значит, никакой премии, по сути, для российских производителей в нынешних условиях не будет. Впрочем, в будущем возможно все», — добавил он.
По словам Гоела, Китай обладает столь развитой и сложной инфраструктурой плавки, переработки и разделения редкоземов, что Россия могла бы воспользоваться возможностью, что в будущем «китайские месторождения со временем будут истощаться, чтобы занять освободившуюся нишу — и вот здесь ей было бы разумно войти в игру».