
В Норвегии растет число российских капитанов и моряков на норвежских судах, передает NRK. Эксперты предупреждают, что Осло может запросто потерять контроль над частью флота, особенно в случае войны: русские капитаны «будут выполнять приказы Путина».
С 2020 года число российских капитанов и моряков на норвежских судах резко возросло. “Прискорбно, что мы оказались в такой ситуации”, — комментирует Ассоциация норвежских моряков.
В военное время крайне важно, чтобы Норвегия полностью контролировала свой флот. После начала войны в 1940 году правительство приказало всем норвежским судам отравиться в порты союзников, чтобы помочь в борьбе с немцами. Капитаны — по совпадению, все норвежцы — подчинились.
Однако Норвежская ассоциация моряков опасается, что сегодня все бы вышло совсем иначе. Причина кроется в данных Норвежского морского ведомства, попавших в распоряжение государственной телерадиовещательной компании NRK.
Они показывают, что с 2020 года количество разрешений, выданных российским капитанам и морякам на плавание на норвежских судах в международных водах, резко возросло. В этом году их стало меньше, чем в прошлом году, но все равно вдвое больше, чем пять лет назад.
“200 русских капитанов — это ровно на 200 больше, чем нужно. На войне корабли с русскими капитанами можно смело считать потерянными. Прискорбно, что мы оказались в такой ситуации и потеряли контроль над целой частью флота”, — говорит Терье Хернес Петтерсен из Ассоциации норвежских моряков.
Он опасается, что в случае войны с Россией российские капитаны не будут верны Норвегии, а будут выполнять приказы Путина.
Гражданские суда на войне крайне важны, потому что они могут перевозить личный состав и технику, особенно через Атлантику. В распоряжении НАТО имеется очень мало собственных грузовых судов, поэтому альянс полностью зависит от гражданского торгового флота.
“Норвежский гражданский торговый флот, пожалуй, еще важнее для НАТО, чем наши вооруженные силы. У нас относительно небольшие ВМС, зато торговый флот огромный”, — объясняет профессор Западно-Норвежского университета прикладных наук Сигмунд Симонсен.
“Угроза безопасности”
По тем же самым причинам корабли могут принести огромную пользу России.
Кроме того, в мирное время корабли могут использоваться для блокады морских путей, проведения диверсий или запуска беспилотников.
“Война перестала быть чем-то немыслимым, и ситуация может быстро обостриться. Это создает угрозу безопасности”, — пояснил Симонсен.
Ему вторит Петтерсен из Норвежской ассоциации моряков: “Меня пугает, что судоходные компании больше не руководствуются соображениями безопасности, назначая людей на столь важные должности, как капитан. Это очень печально. Выходит, они ставят коммерческие интересы выше национальной безопасности”.
Правительство уже приняло меры
Правительство постановило, что российским капитанам больше не будут выдаваться разрешения на управление норвежскими судами. Это делается для укрепления безопасности в связи с обострившейся ситуацией в Европе.
Однако закон не имеет обратной силы. Разрешения действуют в течение пяти лет. Таким образом, доля российских капитанов будет уменьшаться по мере истечения срока действия ранее выданных разрешений.
В ноябре 2024 года, до вступления запрета в силу, 65 российских капитанов имели разрешение на управление норвежскими судами — больше, чем в предыдущем году. Всего же с начала конфликта на Украине в 2022 году было выдано около 150 разрешений.
Прибавилось и российских моряков
При этом на сегодняшний день нет законов, которые бы запрещали российским морякам работать на норвежских судах— в отличие от капитанов.
Число российских моряков также значительно выросло за последние годы.
Oslo Bulk — одна из судоходных компаний, где трудятся российские моряки. У себя на сайте компания даже пишет, что предпочитает российских моряков из-за их опыта плавания в холодном климате и ледяных водах.
От комментариев в Oslo Bulk отказались.
“Нет повода для беспокойства”
Генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев Кнут Арильд Харейде не считает, что капитаны и моряки представляют угрозу безопасности только потому, что они русские.
Он считает, что необходимо действовать сообразно ситуации, принимая во внимание актуальные угрозы, географию, тип судна и груза и привходящие личные обстоятельств.
“Безопасность была и остается важнее всего для норвежских судоходных компаний, и капитан и экипаж подбираются на основе знаний и опыта”, — говорит он.
— Доверяет ли Норвежская ассоциация судовладельцев российским капитанам и экипажам и рассчитывает ли она, что они будут выполнять приказы Норвегии в военное время?
“В кризисной ситуации, если требуются корабли, естественно задействовать те суда, что лучше всего подходят и доступнее всего. Необходимо учитывать и особенности экипажа. Судоходные компании должны оценивать, какой экипаж будет использоваться в каждой конкретной кризисной ситуации”, — говорит Харейде.
Комментарий посольства России
Редакция NRK представила опорные моменты готовящейся статьи посольству России в Осло и получила следующий комментарий в электронном письме:
“Мы считаем приведенные в статье необоснованные заявления норвежских “экспертов” явным выражением русофобии и очередной попыткой посеять страх перед так называемой «русской угрозой».
Меры, рекомендованные этими “экспертами”, очевидно, не способствуют укреплению безопасности на море и станут очередным примером вопиющей дискриминации по национальному признаку”.
Русские — на третьем месте
По данным NRK, норвежский торговый флот — один из крупнейших в мире, но основную часть экипажей на этих кораблях представляют выходцы из стран, не входящих в НАТО.
И Россия занимает третье место среди всех представленных стран после Филиппин и Индии.
Министр рыболовства и морской политики Марианн Сивертсен Несс сообщила NRK, что правительство постоянно оценивает ситуацию с безопасностью, но пока не нашло достаточных оснований для полного запрета российских экипажей.
Она подчеркивает, что в мире ощущается острая нехватка моряков.
“Поэтому далеко не факт, что судоходные компании смогут заменить экипаж в краткосрочной перспективе. В худшем случае полный запрет может привести к тому, что судоходным компаниям придется менять судам флаг, чтобы сберечь экипаж”, — объясняет Сивертсен Несс.
По данным Норвежского морского ведомства, уже появились первые признаки того, что судоходные компании отказываются от норвежского флага.
В прошлом году количество судов, плавающих под норвежским флагом в международных водах, увеличилось на 12 судов, однако за этот год оно сократилось на 38.
Харейде из Норвежской ассоциации судовладельцев считает, что судоходные компании переходят на удобный флаг, чтобы сохранить своих российских капитанов.
“В результате норвежский флаг был ослаблен. Выходит, что в кризисной ситуации в распоряжении Норвегии останется меньше судов”, — заключил Харейде.